Игра по правилам
двухуровневая квартиира общей площадью 218 м2 Лариса Якушенок, Ольга Шкаденкова
После года работы над созданием "классического" интерьера Лариса Якушенок и Ольга Шкаденкова убеждены: с классикой не так-то просто быть на ты. Любезно предоставляя архитектору богатый арсенал форм и мотивов, она
диктует и свои правила игры
Правило первое. Пространство
Классическое пространство всегда нормативно. Еще античность заложила в него идею логики и порядка, исключающую всякий композиционный произвол. Эта столь необходимая классицизму пространственная ясность сделалась для авторов проекта настоящей головной болью... Двухуровневая квартира, подлежавшая реконструкции, находится в современной надстройке сталинской пятиэтажки. Скругленные стены, понижающаяся кровля, асимметрия помещений - трудно было представить что-то более далекое от классического идеала. "Работай мы в любом другом стиле, было бы несложно обыграть эти архитектурные причуды, - говорит Лариса. - Но для создания классического интерьера потребовалось полностью "перекроить" заданное пространство.
Правило второе. Ордер
Классицизм немыслим без ордера. Колонна и антаблемент - вот основа всей классической архитектуры. По словам Ларисы и Ольги, ордер в их проекте отчасти играет роль классической декорации (стоит добавить - декорации весьма модернизированной). Но не забыт и конструктивный смысл ордера. Подтверждение тому - оформление антресоли в гостиной, предназначенной для размещения картин из хозяйской коллекции. Все колонны этого своеобразного портика - несущие, под их классической "внешностью" скрыты мощные металлические двутавры, способные выдержать тяжесть перекрытия.
Правило третье. Ритм
После внесения необходимых исправлений в пространственную структуру предстояло объединить все элементы интерьера (и конструктивные, и декоративные) в единое целое. В классицизме это единство достигается посредством ритма. Для пространства организующей ритмической "силой", своеобразным модулем стал точно рассчитанный шаг колонн и пилястр. Свой, более частый, ритм "отсчитывают" и темные дубовые панели лестничного марша. В верхнем ярусе, расположенном на уровне гостиной, они превращены в настоящие экспозиционные щиты для коллекционной живописи.
Лариса Якушенок:
"Задача была не столько в том, чтобы показать внешние атрибуты "исторического стиля", сколько в том, чтобы правильно организовать само пространство, упорно не желавшее подчиниться классическим требованиям".