Игрушечное царство
Елочные украшения от известных дизайнеров и знаменитых компаний
Древнему благородному обычаю наряжать елку уже около двух тысяч лет. Как известно, происхождение этого обряда связано с представлениями о магической силе деревьев.
Наши далекие предки развешивали на ветвях всевозможные подношения для тех, в чьей власти наша жизнь и благополучие - богов, духов. Предполагалось, что эти дары смогут умилостивить могущественные силы, которые, как известно, не только добрые, но и злые. В случае успеха людям даровался богатый урожай. Вечнозеленым деревьям, в том числе ели, придавалось особое значение: они символизировали постоянный круговорот жизни и ее нескончаемость.
Набор преподносимых даров мог, конечно, несколько отличаться - в зависимости от местных традиций или причуд, но в целом состав символических предметов оставался неизменным.
Что касается Европы, то там ветви деревьев украшали яблоками - символом плодородия, яйцами - символом творения и зарождающейся жизни, или орехами, символизировавшими непостижимость божественного промысла. Нетрудно заметить, что отголоски этих верований живут и в формах сегодняшних новогодних игрушек. Говорят, что знанием всех этих тонкостей мировое сообщество обязано особам королевской крови из Германии: как считается, именно там в XVI веке была украшена первая елка. А уже в XVII веке немецкие принцессы приобщили к этому обычаю англичан и французов. Кстати, в России новогодние елки начали наряжать не так давно - с 30-х годов XIX века. Правда, тогда их ставили в своих домах только петербургские немцы.
Еще раньше - по указу Петра I - дома стали украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. С середины XIX столетия красавицы елки стали устанавливать на столичных площадях, и к концу столетия они превратились в главный атрибут домашних праздников. Конечно, древние магические культы остались в прошлом. Но присмотритесь внимательнее к этим елочным украшениям! Вам не кажется, что они не только очень красивые, но и "полезные" - для нас, практичных и рациональных во всем?
Статья опубликована в журнале SALON-interior №1(57) 2002