Империя цвета

Живопись. Для тех, кто стремится к безупречности вкуса в оформлении интерьера - как традиционного, так и современного

Дата публикации 01.05.2001

Ведущая рубрики: Елена Притула

Журнал: N11 (56) 2001

Древние греки призывали своих современников: "Занимайтесь бесполезным!" Прежде всего они имели в виду искусства. Живопись в этом смысле оказалась настоящим феноменом. Будучи, пожалуй, самым "бесполезным" из всех искусств, она тем не менее прочно обосновалась в нашей жизни. Конечно, на протяжении своей долгой истории живопись менялась, а вместе с ней менялся и взгляд на ее роль и место в интерьере. Самым важным шагом стал отказ от практики сплошь завешивать стены картинами, после чего к каждому холсту стали подходить индивидуально, тщательно выбирая для него место. В XX веке эмансипация интерьерной живописи достигла своего пика: полностью освободившись от тяжеловесных рам, полотна обрели абсолютную самоценность. Стало привычным не развешивать не обрамленные холсты, а свободно расставлять их: так, как это делают в мастерских или галереях. Благодаря этим приемам атмосфера современного дома приобрела очень живое ощущение мимолетности и непреднамеренности бытия. Если же ностальгия по прошлому влечет вас вернуться к проверенным временем принципам - как в старину, просто развесить картины - пожалуйста! Живопись может позволить нам эту игру: свою непреходящую ценность она давно уже доказала... Понятие "массового искусства" к настоящей живописи неприменимо: она никогда не создавалась "для всех", а всегда - только для избранных. Кстати, войти в их число сегодня не так уж и сложно. Живопись - ключевое слово для тех, кто стремится к безупречности вкуса в оформлении интерьера - как традиционного, так и современного. Дух свободы и экспериментаторства проник и в сферу высокого искусства, превратив живопись в универсальный декоративный прием. Освободившись от навязанных историей стереотипов, дизайнеры предлагают не только развешивать картины на стенах, но и ставить их на пол, раскладывать на столах, подвешивать к потолку, и даже поворачивать к зрителю тыльной стороной. Эти варианты сложны для безукоризненного исполнения, но в случае удачи такие нетривиальные ходы будет иметь огромный успех. Сравнительно недавно открытое "наивное", или "примитивное", искусство сегодня, пожалуй, наименее хрестоматийно. Это весьма специфический вид живописи, но при условии грамотного подбора аксессуаров такие холсты вполне могут оказаться к месту - скажем, в загородном доме. Верность давним традициям в убранстве интерьера можно хранить по-разному: например, отдавая предпочтение классической живописи.