Имперский слог
квартира общей площадью 234 м2 Надежда Чернигова Стиль ампир, служащий достойным обрамлением коллекциям антикварных картин, керамики и мелкой пластики в большой квартире
Знаменитый герой Сервантеса, современный дом в тихом центре столицы, изыски дворцового ампира - можно ли придумать более причудливое сочетание? Усилиями архитектора Надежды Черниговой обычная современная квартира превращена не только в комфортный жилой интерьер, но и импозантное обрамление для редкой коллекции
Идея оформить эту большую квартиру в стиле ампир была с воодушевлением воспринята заказчиками. Кроме того, коллекция антикварных картин, керамики и мелкой пластики, а также наиболее необычная ее часть - около ста изображений Дон Кихота - нуждалась в достойном обрамлении.
Холл нарядно торжествен: корень оливы, ореховое дерево создают удачное декоративное сочетание с тягами и профилями, графичными и строгими. Правильная симметрия маскирует особенности "антиклассической" планировки. Так, справа от входа - встроенный шкаф, который скрывается за распашными дверями, совершенно такими же, как и настоящие - в другое пространство. Огромное зеркало, помещенное напротив входа в столовую, поддерживает иллюзию "анфилады", границы которой означены колоннами, декором потолка и рисунком пола. Классический декор служит своего рода обрамлением для великолепной "витрины", за которой предстает мечтатель из Ла Манчи.
По традиции, дом делится на "парадную" и "приватную" половины, куда ведут два симметричных выхода из холла. Все интерьеры объединяет ряд общих декоративных приемов: тщательно подобранные коллекции мебели и тканей, шелковая обивка стен, двусторонние распашные двери.
Смысловое ядро квартиры составляет большая гостиная. Ее необычайно высокий потолок (6,3 м!) первоначально венчало современное велюксовское окно, стилистически совершенно неприемлемое. И тогда Надежда придумала уникальный для обычной городской квартиры ход, навеянный традициями палладианства: на месте окна появился купол, составивший главное украшение гостиной. Золотистое свечение, исходящее от трех его внутренних колец, которые оформлены полупрозрачными пластинами алебастра, усилено подсветкой, спрятанной за лепниной.
Ничто теперь не напоминает о неудобствах первоначальной планировки - множестве воздуховодов и выступающих конструктивных элементов, столь несовместных с принципами классической симметрии. В соответствии с требованиями ампирной эстетики, каждое помещение отличает строгая выверенность пропорций и пристальная разработка ордерного декора. Так, в гостиной разновысотность трех зон потолка не разрушает целостность пространства: этому способствует симметрия, подчеркиваемая ионическими пилястрами. Их изящные силуэты акцентируют центральное пространство с мраморным камином. Кроме того, пилястры еще и маскируют конструкцию с пилонами, которая была здесь прежде. Сейчас она удачно спрятана за подшивной стеной.
По контрасту с солнечным колоритом гостиной столовая решена очень сдержанно. Предметы интерьера, детали декора гармонируют с коллекционным гжельским фарфором и бронзовой пластикой. Едва заметный рисунок на шелковой обивке смягчает строгую белизну стен. На этом "воздушном" фоне особенно сочно выглядит композиция обеденной зоны. Зеркало над столом-консолью между окон создает дополнительное пространственное "окно". С ним перекликается полукруглая ниша в торцовой стене, скрывающая воздуховод.
Приватная зона хозяев - средоточие уюта и утонченной роскоши: дорогой шелк, мебель в стиле Людовика XVI, золоченые ампирные светильники. Как и в парадных комнатах, декоративное решение обеих спален построено на цветовом контрасте.
Кабинет в этой квартире особенно показателен. Его стилистический облик отвечает архитектурным и дизайнерским принципам всего дома: безупречное сочетание выдержанного до мельчайших деталей классического "слога" - при сохранении индивидуального "почерка" каждой комнаты.