Ингегерд Роман
"Мой язык - это формы. Мои объекты - сильные и простые. У меня есть только материал -прозрачное стекло."
"Мой язык - это формы. Он не о цвете. Мои объекты - сильные и простые. Они не навязывают себя, но если вы видите их, вы их действительно видите.
У меня есть только материал - прозрачное стекло. Мне нравится то, как оно отражает свет. Оно всегда приковывает внимание. Фантастично, что мы можем видеть сквозь него..."
SALON: Мне кажется, Ваш стиль не совсем "в формате" ORREFORS. Пришлось ли Вам менять его в связи с приходом в эту компанию?
- Мне 60 лет, и я не собираюсь его менять. Я работаю так долго - и могу себе позволить делать только то, что мне нравится. Да, стиль ORREFORS стал очень серьезным, престижным. Я же люблю простое стекло. Но такая большая компания должна иметь много "языков". Ей нужны мы все, и все мы должны быть разными.
S: Как Вы думаете, мода влияет на дизайн стекла?
- Мода имеет большое значение для всех видов бизнеса, даже для стекла и керамики. Но у меня своя точка зрения на этот счет. Конечно же, все вокруг оказывает влияние на то, что мы делаем. Мы живем в XXI веке, а не столетие назад. Читаем книги и журналы, видим, как меняется мода. Но из всего этого следует брать лишь то, что действительно наше. Ведь у нас только одна жизнь, чтобы изучить себя и свой собственный язык.
Дизайн сейчас во многом поверхностен. Он берет правильные цвета, правильные формы. Правильные в данный момент. Это не имеет ничего общего с дизайном как таковым. К примеру, Филипп Старк - очень сильная фигура.
Он создает моду. Но Старк хорош только в единственном числе. Когда появляется много Старков, это уже не столь замечательно. Их объекты, я уверена, никогда не будут так же хороши.
Интересно видеть различия. Должно быть что-то особенное, что будет воздействовать на нас в разных странах. Что-то, что определяется климатом, ландшафтом, обычаями. Мне кажется, мы все американизируемся. Конечно, замечательно, что все говорят по-английски. Так мы можем общаться. Но эта культура оказывает на нас слишком сильное влияние. Когда я приезжаю в Японию, я вижу то же, что и во Франции. Глядя на вещь, нельзя определить, откуда она. Вот что по-настоящему печально.
S: Это справедливо и для скандинавского стекла?
- Нет, здесь сразу чувствуется разница. Дело в том, что большинство шведских дизайнеров стекла постоянно работают в тесном контакте с производством.
S: А разве в других странах не так?
- Возможно, в некоторых. Но в настоящее время многие дизайнеры сидят где-то и рисуют, а потом отправляют свои рисунки на фабрики, к примеру в Индию или Китай. Но насколько я знаю, трудно найти общий язык даже с теми людьми, которые принадлежат к вашей культуре. Работая вместе несколько лет, вы действительно становитесь близки. Вы узнаете процесс. Они начинают понимать, что вы имеете в виду. Я уверена, именно это придает объекту внутреннее содержание. А когда вы посылаете свои рисунки на другой конец света, у вас нет ни общего языка, ни общей культуры. Так получаются вещи, у которых есть только оболочка.
S: Ваши вещи когда-нибудь были не в моде?
- Да, в 80-е. В то время больше ценились цветное стекло, уникальные объекты. Это было фантастическое время для людей, которые занимались художественным стеклом. И неожиданно в 90-е все рухнуло. Сейчас многие работают, как и я, с простыми и функциональными вещами. Это веяние времени. Но когда пошла волна функциональных вещей, я уже долго работала с ними, и буду продолжать, когда она спадет.
S: У Вас есть мечта?
- Общаться с людьми, которые видят мои вещи. Дать им почувствовать, как прекрасен материал. Создавать объекты, которые будут "таять" у вас на глазах. Ведь стекло - это то, чего на самом деле нет. Как мечта - ничто и все одновременно... Я не знаю, насколько это реалистично и можно ли описать мечту в нескольких словах.