Интерьер из Тараскона
Декорации к кинофильму "Тартарен из Тараскона". Жилище главного героя, поражающее своей невероятностью: восточные фигуры слонов и средневековых рыцарей, индейский вигвам и мозаика на окнах
Французский писатель Альфонс Доде и не предполагал в позапрошлом веке, что его трилогия о Тартарене, а именно - интерьер (!), станет кинематографической проблемой в славянских странах: новый фильм Дмитрия Астрахана экранизирует замечательную авантюрную историю, поведанную некогда на галльском наречии.
Главный "субъект" "Удивительных приключений Тартарена из Тараскона" - невероятный чудак, проживающий в небольшом французском городке Тарасконе. Авторы фильма бережно отнеслись к фантазии писателя и постарались максимально сохранить "исконную" атмосферу романа в своей киноленте "Тартарен из Тараскона".
В первоисточнике - тексте романа - интерьер поражает своей невероятностью: например, в доме, где жил Тартарен, рос баобаб, он был до того огромен, что пророс сквозь крышу, и, таким образом, дом оказался как бы нанизанным на огромное растение.
Художник-постановщик ленты Юрий Зеленов, дабы придать фильму относительно "реалистический" вид, решил не "внедрять" гигантское дерево в интерьер.
Основные детали были сохранены. Итак, интерьер дома вполне отражает характер главного героя, которого сыграл Анатолий Равикович.
Тартарен - потрясающий и редкий человек: свою цель в жизни он определил как безмерную помощь ближнему. Он постоянно "упражняется", готовясь к путешествию, изучает огромную карту; спит в вигваме, чтобы проникнуться духом индейцев... (Но при этом, надо заметить, на кровати с мягкой постелью.) Герой хочет максимально "пропитаться" чуждой культурой. Поэтому обстановка в жилище Тартарена - это вопиющая разностильность.
В огромной зале - традиционные восточные фигуры слонов и средневековых рыцарей, индейский вигвам и современная (для тех, естественно, времен) мозаика на окнах. Все население Тараскона смеется над ним, но в один прекрасный день он становится настоящим героем; все его мечты воплощаются в жизнь: он спасает деревню от свирепого льва и даже помогает выбраться экспедиции из ледового плена. Таким образом, чудак становится настоящей знаменитостью, и, понятное дело, не всем это по душе... Но главная мысль фильма будет ясно услышана зрителем: Тартарен - добрый человек, хороший человек, настоящий человек.
Искусство, как известно, есть Игра. Искусство художника в кино заключается, конечно, прежде всего в том, чтобы перехитрить зрителя, создать иллюзию реальности. А дальше уже действуют философия художника и его профессиональное мастерство.
Вглядываясь в огромные декорации, выстроенные в павильоне, с трудом веришь, что все созданное, начиная с "пафосных" каминов и заканчивая громадными, на деле невесомыми гирями, которыми "тренируется" главный герой, - это всего лишь пенопласт и фанера. Чтобы придать гирям натуральный вид, их натирают графитом. И далее - "по тексту". Эти театральные бутафории, большие и маленькие хитрости антуражной "части" - часть самой профессии художника-декоратора. Но помимо этого перед художником стоит и другая, не менее важная задача: в интерьере должна ощущаться гармония, то есть соответствие характера актера и окружающей его атмосферы. Ведь в противном случае будет очевидно, что актер - в чуждой среде и все здесь, как в детской игре, "понарошку".
Наш художник поначалу был озабочен одним довольно пикантным обстоятельством: он беспокоился, что на киностудии "Беларусьфильм", где предстояли съемки картины, не случится профессиональных декораторов и нужного реквизита. Но все обошлось, несмотря на тяжелые для "киношников" Беларуси времена: мастера своего дела не перевелись, а частные коллекционеры предоставили достойный реквизит.
Существует ли вообще городок Тартарен на карте Франции или это вымысел писателя? Оказывается, существует. И даже не один. Значит, фантазия все же основана на реальности. Французская реальность (или фантастика?) двухвековой давности - перед нами, на экране. Зритель просто обязан в это поверить. И созвучие Тартарен - Тартар никого не должно смущать: интерьер, во всяком случае, быстро зрителя разубедит.