Интерьер: необжитый космос вещей
квартира общей площадью 120 м2 "Сенаб-проект"
Целое состоит из частей - плоскостей, объемов, деталей, формирующих интерьер, экспериментальный космос вещей без человека. До человека.
Целого мы часто не замечаем, сосредоточиваясь на рассматривании деталей. Нам кажется само собой разумеющейся вариантность вещей, их необязательность и случайность. Кризис современного городского уклада заставляет мечтать об интерьере, - где нет случайностей и где каждый предмет требовал бы наличия остальных. Как будто от уникальной авторской вещи по всему пространству распространяется волна, и на ее пути возникают места для других вещей. Один предмет неизбежно требует следующего, и так далее, как будто интерьер "звучит" серией музыкальных фраз. Даже находка с улицы рядом с рафинированными вещицами непременно проявит художественные качества, обнажит свою заданность и сделанность. Здесь нет обычной мебели.
Либо авторские изделия - эксклюзивные, с "личным" обаянием, требующие утонченного внимания знатоков, а в чем-то и спесиво-самодовольные, либо встроенная мебель. Она не существует сама по себе, а соотносится со всем пространством. Встроенный шкаф с самого начала задумывается как неотъемлемая часть стены. Встроенные столы, плоскости стен, горизонтальные поверхности превращаются в стрелки пространственных указателей. Силовые линии создают напряжение в неимоверно вытянутом проходном пространстве, провоцируют движение. Направление задано клином поперечного паркета и сужающейся стеной. Луч паркета подчеркивает, столы поддерживают эту линию, прибавляя третье измерение, выводя из двумерности. Линия проскальзывает по касательной к цилиндру кабинета и неожиданно приходит в никуда; нас, как в водоворот, тянет мимо мраморных полок и округлой чаши кабинета к кухонной стойке, где мы, наверное, и застрянем.
Слегка отдохнем - и, теперь уже не спеша, полюбуемся играми пространства, желающего показать себя, живущего своей жизнью.
Бывает так, что свет фонаря освещает лишь его собственный абажур, а ближе к земле теряет свою силу и рассеянным светом только сбивает с толку, не давая четкости предметам, и в то же время мешая темноте полностью вступить в свои права. Здесь "луч" сохраняет свою интенсивность, до самого конца его поддерживают повороты стен, углы мебели, но так и остается загадкой - куда он светит? Разные виды открываются с разных точек зрения - как в волшебном фонаре. В помещении практически нет темной мебели, старинных, потемневших от времени предметов - они отнимают свет. Стена избавляется от плотности, теряет материальность, как бы обнажает скелет, кажется даже - коммуникации. Она по-прежнему играет роль визуального разделителя пространств, но приобретает новое качество: превращается в стеллаж.
Изолированность, обособленность кабинета сохраняется, но преграды любопытным взглядам более не существует - мы получаем возможность наблюдать за происходящим в кабинете. Здесь возникает хорошо известный эффект: мир, отделенный стеклом, заключенный в рамку, предстает как мир иной, придуманный, ирреальный.
Квартира-коллаж. Освоение пространства происходит в несколько этапов, ложащихся своеобразными культурными слоями. Первый слой - архитектура, планировка интерьера, строительство коробки. Второй - расстановка вещей-акцентов. Третий слой - непрерывно дополняемый, работающий, ежедневный - слой хозяина квартиры.
Квартира-эксперимент. Нестандартный интерьер оснащен предметами эксклюзивного дизайна. Внутреннее убранство квартиры все целиком - произведение декораторского искусства, все целиком - артефакт. Это искусственно созданная декорация, но и - реально существующий интерьер. Не изменяя своему правилу и ведя разговор только о реализованных проектах, мы бы хотели пойти дальше и проследить, как жизнь взаимодействует с искусством. Во что превратится квартира через несколько месяцев, обогащенная культурными наслоениями повседневности.
Интерьер - это образ пространства. Он обозначает новые принципы взаимоотношений человека с миром вещей; конкретная же реализация этих принципов может быть самой разной. Интерьер - это алгебраическая формула, в которую могут быть подставлены любые числа.
ВЕРСИЯ 1-я:
Квартира не рассчитана ни на неофициальные дружеские посиделки, ни на напряженный умственный труд, требующий покоя и сосредоточенности. Она больше напоминает квартиру-офис. Кабинет предназначен для повседневной работы, для телефонных звонков и конфиденциальных приемов. Обширное помещение вокруг кабинета имеет двоякий смысл: это и неформальное, аморфное пространство для отдыха, рекреации сил - и в то же время приемная, место ожидания, с потенциальным местом для секретаря-референта рядом со столиком, на диване. Отсутствие сплошной, непроницаемой для взоров стены между секретарем и шефом соответствует оперативности моментальных контактов между ними: жестом, кивком головы и проч.
Пространство вокруг кабинета - идеальное место для приемов, фуршетов, светских раутов: столик-бар, уютные уголки с мягкой мебелью, мраморные полки. Стеллажи с безделушками, на которых фиксируется рассеянный взгляд во время приватной беседы.
Экспериментальный интерьер многофункционален и многообразен. Новая мебель может расставить акценты совершенно иначе. Поэтому вполне возможна
ВЕРСИЯ 2-я:
Кабинет превратится в хозяйскую спальню - недаром он ближе к ванной и туалетной комнатам. Изолированные комнаты вместят кабинет и детскую.
Либо ВЕРСИЯ 3-я:
На месте кабинета - столовая. Обеденный стол - центр общения. Узкий круг друзей - основная жизненная ценность хозяев или хозяина.