Истинное удовольствие
квартира в сталинском доме в центре Москвы Сергей Ачкасов
Создавать классику - особый талант и особое искусство. Этот жанр предполагает ордерную систему, роскошные материалы и - чувство меры. Нужно аккуратно пройти между скукой бесконечных повторов и "цыганщиной" перебора с деталями. Когда это удается - это и есть истинное удовольствие
Долгая история интерьера, спроектированного московским архитектором Сергеем Ачкасовым, началась несколько лет назад. Заказчик приобрел две соседние квартиры в сталинском доме в центре Москвы, одна из которых была коммуналкой, причем входы в эти квартиры находились в разных подъездах.
В этом доме послевоенной постройки (точная дата строительства выяснилась в тот момент, когда стали делать расчет новых перекрытий и в старых был обнаружен немецкий сортамент - двутавры, швеллеры) оказалась интересная конструктивная схема. Когда раскрыли обшивку, поняли, что несущие опоры, которых на приобретенной площади оказалось три, - металлические. На этих опорах были уложены балки - тоже металлические, поверх которых лежали балки деревянные. Сильно перегружать их было невозможно, и был найден оригинальный выход: между деревянными строители завели стальные балки - так что фактически деревянная конструкция была продублирована металлической, и получилось "независимое" перекрытие, на котором уже возводили тонкий бетонный настил пола. Вторая "независимая" конструкция была возведена для поддержки подвесного потолка - таким образом, новая квартира получила собственные, точно рассчитанные под требуемую нагрузку пол и потолок.
Конечно, создавать такие системы позволяла исходная высота потолков: она и сейчас вовсе не скромная и составляет 2,80-3,10 м, в зависимости от перепадов уровней подвесного потолка.
Из трех металлических опор, оставшихся в наследство от старой планировочной структуры, две оказались в холле и одна - в спальне. Естественно, их нужно было как-то архитектурно обыграть. Через две опоры в холле решили перекинуть разрезную арку: на ее внутренней стороне сделали нишу с подсветкой - так, чтобы не было ощущения массивности арки, когда под ней проходишь. Третья металлическая опора, оказавшаяся в спальне, превратилась в круглую колонну: от нее архитектор развел равные арочные пролеты, их подсветили, и получился эффектный проход в спальню через аркаду. Правда, колонна стоит здесь вовсе не классически - по центру, поскольку по центру по всем канонам должен быть проход. Но это и есть один из тех свободных жестов, который не могла себе позволить историческая классика и который абсолютно органичен для постмодернистского интерьера.
Явление того же ряда - аркады в спальне и в гостиной, созданные специально для телевизоров и других AV-компонентов: витые колонны в спальне, покрытые белой "венецианкой", - такой же знак классики, как и аркада стены в гостиной, но - со слегка измененными пропорциями, в несколько другом контексте.
Своей зрелищностью "классический" интерьер во многом обязан протяженным планировочным осям - принципу, позволяющему создавать эффектные виды. В этой квартире автор проекта создал несколько таких осей. Первая начинается у входа, откуда открывается красивый вид через центральную арку вглубь квартиры - в зону спальни. Кстати, деление интерьера на общественную и приватную зоны было сделано сразу, но двери между ними не было - ее установили позднее, когда в семье родился ребенок: на начальном этапе проект был продуман настолько тщательно, что он легко и непринужденно "воспринимал" все изменения в жизни заказчика, у которого за время строительства появилась семья.
Вторая ось проходит вдоль просторной гостиной - от камина до аркады у противоположной стены. Еще одна - диагональная - идет от камина через боковую арку холла и замыкается нишей в дальней стене кухни. Боковой аркой продублировали дверь в кабинет - с одной стороны, для симметрии, а с другой - чтобы не было ощущения шор при входе в квартиру. Кухню спланировали там же, где она была в старой коммуналке, и от нее в стене остался так называемый холодильник - встроенный шкаф с тонкой стенкой со стороны улицы. Его не стали закладывать и сделали в этом месте декоративную нишу. Впрочем, получилась скорее не кухня, а парадная кухня-столовая, в которой торжественно решена даже рабочая зона: вдоль фронта кухни идет ряд кессонов со светильниками и перепад уровня потолка. В отличие от пола, уровень которого меняется только в ванной, - это сделали, чтобы убрать коммуникации, - потолок в этой квартире тщательно разработанный: в гостиной ступенчатым потолком и профилировкой портала зеркальной ниши выделена зона барной стойки.
Эффектный бар появился, чтобы отвлечь внимание от двери в гостевой санузел, который оставался в новом интерьере в виде выступа. Ступенчатая профилировка - прием скорее из 40-х гг., из эпохи ар деко, чем из классики. Именно такие стилевые миксы и создают индивидуальность - почему бы и нет, если все элементы в результате гармонично увязываются между собой? В конце концов, потолков с подсветкой в классике тоже нет. Зато в ней есть эффектные декоративные приемы, использованные в этой квартире: флорентийская мозаика в холле, росписи потолков в кабинете, витражные вставки. Стоит ли удивляться, что классика так популярна? Это же так естественно...
Сергей Ачкасов:
"Если делаешь классику, надо делать ее взаправду. Здесь многое зависит от основательности подхода - выбирать нужно только лучшее. Заказчик как раз оказался человеком очень основательным: он долго выбирает, но если принимает решение, то окончательное".