'Из города Киева...'

двухуровневая квартира общей площадью 180 м2 Лариса Меркулова, Вадим Заплатников, Татьяна Федорова

Дата публикации 16.09.2002

Фото: Евгений Лучин

Текст: Наталья Казакова

Автор проекта: Вадим Заплатников
Лариса Меркулова
Александр Матвиенко
Татьяна Федорова
Андрей Хмелев
Анатолий Пархоменко
Роман Кухар
Борис Шматок
Александр Карунский
Богдан Голоярд
Виктор Лавный
Руслан Левицкий
Алла Карпенко
Роман Вилюра

Журнал: N7 (63) 2002

Любая новая идея не может с уважением относиться к диктату заданности пространства. Задача архитектора, которому удалось освободиться от власти целостности, как раз в том и состоит, чтобы проявить к ней всяческую непочтительность Игровая концепция стала основополагающей в новой работе киевских архитекторов Вадима Заплатникова и Ларисы Меркуловой. Шутка и забава в сочетании с неожиданной серьезностью и простотой стали ее основными условиями. Это проявляется и в причудливом сплетении стилевых направлений, и в организации пространства. Забавная - вот, пожалуй, самый верный эпитет для этой киевской квартиры. В толковании В. Даля "забавлять" значит не давать скучать, занимать игрушкой. Композиционное слияние двух пространств в одно, а новая квартира и стала его результатом, давало неограниченные возможности для работы. Но проблемы все-таки возникали. Наибольшую сложность представлял переход из входной зоны в гостиную. По замыслу он должен был плавно перетекать из одного пространства в другое, но именно этого и не получалось. Все, что так было ясно в проекте и на стадии обсуждения, странным образом "сопротивлялось" непосредственно в работе. Тогда-то и появилась эта ассоциация - возникшие закругления похожи на крылья. Силуэт огромной птицы (уж она-то точно долетела бы до середины Днепра!) и стал тем заветным связующим звеном. Жанровая стилистика холла поддержана вешалкой. Она сделана в виде сказочного дерева с использованием народной символики, и наверняка сам старый Пасюк из гоголевских "Вечеров...", увидев ее, одобрительно крякнул бы в хитрые усы. Украинский фольклор гармонично соседствует с простотой французского Прованса. Лаконичность оформления гостиной подчеркнута однотонной цветовой гаммой (от белого до пастельного). Картина на стене с изображением резиденции Марии Антуанетты близ Парижа акцентирует преобладание изысканной сдержанности. Дух "европейскости" напоминает лишь небольшая декоративная провокация - драпировка мебели. Удачная находка Ларисы Меркуловой - и вся обстановка приобретает смысловое единство, насмешливо скрывая истину: что же таится под тканью? Идея спальни возникла в соавторстве с заказчиками. Воздушная кисея раскинулась шатром над кроватью. Эта же прозрачная волна прикрывает большое зеркало на потолке. Особую эротичность вносит открытая ванна на небольшом постаменте. И здесь же будто цитата из сюрреализма, хулиганская выходка Сальвадора Дали - подставка для раковины сделана в виде босой ноги. Идея спальни возникла в соавторстве с заказчиками. Воздушная кисея раскинулась шатром над кроватью. Эта же прозрачная волна прикрывает большое зеркало на потолке. Особую эротичность вносит открытая ванна на небольшом постаменте. И здесь же будто цитата из сюрреализма, хулиганская выходка Сальвадора Дали - подставка для раковины сделана в виде босой ноги. Просторная детская рассчитана на стремительное взросление. Огромная карта Европы на стенах подразумевает путь познания мира; открытая дверь в цветущий сад, нарисованная художником на кирпичной стене на месте заложенного проема, дает повод к сказочным мечтам и будит воображение. Несколько ступенек вверх - и небольшая антресоль, расположенная над детской, будет служить подросшим детям спальней. Особое внимание в оформлении уделено светильникам. Оригинальной формы, сделанные из дутого стекла, они несут определенную смысловую нагрузку. Так, в спальне они похожи на прозрачные раковины, каждая открывается словно для богини любви. В детской это маленькие стеклышки, собранные воедино в большой плафон, который отражает все радостное и чудесное многоцветье мира. Использование натуральных материалов и соблюдение экологии пространства было центральной задачей архитекторов. Основа работы - кирпич и дерево. Сама квартира в старом дореволюционном доме, расположенная в центре Киева, диктовала условия: мистика места - перекрестье исторических событий и литературных мистификаций - дала развитие сегодняшнему "сценарию". Лишний раз подтверждая реальное существование культурных миров... и мнимость всего бытийного. Лариса Меркулова: "Наши заказчики - наши соседи. В процессе работы многое дала сама энергетика пространства, а также наше "ощущение" заказчиков и собственное ощущение жизни в этот период времени. Хотелось, чтобы в квартире появился дух этакой "латинскости" - легкости, раскованности, теплоты и в то же время декоративности, визуальной насыщенности, что и помогает ощутить вкус жизни".