Как обустроить... Прованс
Интерьер в Южной Франции
В Провансе всегда сезон красоты. Коренные жители живописнейшего уголка южной Франции благоговеют перед природой своей земли, лелея вековые традиции неспешной, несуетной жизни и красиво обустроенного быта
Уильяму Брузгалу, американцу по рождению, имение в окрестностях городка Сен-Реми-де-Прованс (St-Remy-de- Provence) досталось по наследству, и он, давний поклонник всего европейского, решил остаться в краю "евангелических олив" навсегда. Его дом, построенный ещё в 1820 году, прежде ничем не отличался от других Le Mas Du Gres (домов из песчаника). Та же черепичная крыша, те же маленькие окна и глухая северная стена - защита от холодного северного ветра мистраля, который хозяйничает только на юге Франции. После бережной реконструкции старинное здание стало настоящим украшением округи.
Сделать его таковым помогли талантливые дизайнеры Жан Луи Рено и Кенион Креймер из города Экс-Ан-Прованс (Aix-en-Provence) - местного центра антиквариата и родного города Поля Сезанна. В интерьере обновлённого жилища нет ярких красок и аксессуаров деревенского провансальского стиля, характерного для крестьянских домов-бастидов (того самого кантри-стиля, который был продемонстрирован на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и невероятно быстро получил статус новой моды). Аристократический Прованс, выбранный Брузгалом, - это по-французски изысканный, элегантный и благородный интерьер.
Знакомство с ним начинается в вестибюле. Роскошная белая лестница - самая парадная часть дома. Лёгкий узор кованой решётки, грациозно взлетающие вверх линии перил делают вход на второй этаж удивительно нарядным, праздничным. Высокий белый свод, вытянутые вверх окна, обильные потоки солнечного света создают ту воздушность, которая по замыслу архитекторов должна плавно перетекать в пространство спальни.
Здесь центр - огромный камин, отделанный светлым мрамором. Эстафету светлой гаммы подхватывают лёгкие шторы, обивка мебели с неброским цветочным орнаментом, выдержанная в кремовых, палевых, зеленоватых тонах. Дополнительное связующее звено в оформлении всех помещений - отделка пола старинными плитами из известняка. Оттенки те же: пастельные, мягкие. Дубовые полы естественного древесного цвета, не покрытые воском.
В выборе мебели предпочтение отдано стилю Людовика XV (рококо) и Людовика XVI (классицизм последней четверти XVIII века). В разных комнатах разная мебель: изящные деревянные и кованые, с ажурной вязью столики-консоли; скромные деревянные комоды, крашенные в белый цвет и покрытые патиной; комоды с убранством побогаче: фанерованные красным деревом и украшенные маркетри; кресла с изогнутыми ножками "на каблучке" и прямолинейными классическими формами. Есть и яркий восточный (турецкий) уголок.
Зеркала в резных оправах, бронзовые подсвечники, керамические вазы с живыми цветами (в том числе амфоры), привозной декор (предметы американского прикладного искусства) - все детали подчёркивают стилевое единство провансальского интерьера и индивидуальность его идеолога. XXI век Брузгал искусно спрятал в стенные шкафы с матовыми стёклами. И лишь кухня явно приближена к современности: новый массивный стол из американского дуба покрыт пластинами из графита, а десять стульев к нему датируются двадцатыми годами прошлого века. В закрытом буфете коллекция стекла, хрусталя, фарфора и фаянса. Эти шкафы совсем не заметны на фоне камина - "доминанты" тепла и уюта в доме. Впрочем, в солнечные дни комфортно собраться и под сенью платанов, за столом во дворике-патио, заменяющем в Провансе веранду. Здесь тоже не обошлось без изысков: в огромных керамических вазонах растут не просто цветы, а зелёные скульптуры - творения декоративной стрижки: затейливые спирали, пирамиды, лебедь.
Особая заслуга дизайнеров - классический английский сад, настоящее произведение садово-паркового и топиарного искусства. Первые сады в Провансе создавали римляне. Делали они это виртуозно: умело управляли водой - "кровью сада", растили деревья-барьеры против ветра, а придавая заданные формы упругой листве самшита, лавра, тиса, дозировали тень и солнце с учётом сезонов. "Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса", - завещал Поль Сезанн. Эти фигуры выбраны главными акцентами в саду Уильяма Брузгала. Добавлены к ним ещё и шпили, и живые изгороди, и передвижные цветочницы. Клумбы в обрамлении уникальных бордюров - пёстрый благоухающий ковёр. Май, июнь - самые цветущие месяцы в Провансе, и от игры жизнерадостных красок и запахов в эту пору просто захватывает дух. Ухоженные аллеи, строгие дорожки, посыпанные гравием, партерные газоны радуют глаз круглый год. Как и фонтан - самый живой элемент регулярного сада. Здесь он живописно установлен рядом со старинной колокольней, привезённой из Марселя... Вот так, с истинной любовью и уважением к исторической памяти, обустроен крошечный кусочек солнечной земли с певучим и гордым именем Прованс.