Как понять, что лучше отказаться от работы с заказчиком: спросили профи

Практикующие дизайнеры делятся мнением и личным опытом о том, как они понимают, что работу лучше не начинать. Их ответы будут вам полезны!

Дата публикации 11.12.2020

Материал подготовила: Ольга Сондж

Никто не любит отказываться от потенциальной работы. Но иногда это необходимо. Дизайнеры объясняют, в каких именно случаях лучше сказать «нет».

Дизайнер Анна Макайкина: «Первый пункт моей внутренней проверки — бюджет проекта»

Анна Макайкина, арт-директор Arris Interiors.

«Подавляющий процент моих заказчиков приходят по рекомендации. Как правило, при первой встрече приходит понимание, подходим ли мы друг другу для дальнейшего длительного сотрудничества.

Первый пункт моей внутренней проверки — бюджет проекта. Если изначально заказчик настроен на базовую эстетику, то в 95% случаев интересного проекта не получится. Я предпочитаю в таких случаях озвучивать максимально высокий чек, обычно отказываются сами.

Второй «тревожный звоночек» явно слышится в словах: «Мы все знаем сами, нам нужно только реализовать техническую сторону». Очень много сил и времени будет уходить на согласование и объяснение необходимости некоторых решений. В таких случаях я ссылаюсь на загруженность и увеличиваю сроки. При любом отказе я стараюсь сделать так, чтобы клиент сам принял решение о прекращении работы. Любопытно, что впоследствии эти люди дают дальнейшие рекомендации.

Фрагмент спальни. Дизайн: Анна Макайкина. Фото: Евгений Кулибаба.

И третий, очень значимый пункт. Это отказ от подписания договора либо внесение значительных поправок. К сожалению, у меня был очень негативный опыт. Заказчица внесла жесткие корректировки о сроках и оплате, в результате было приложено много усилий и моих финансовых вложений, чтобы проект был реализован, так как это было прописано в откорректированном договоре. Проект завершили, но привычного ощущения радости не получила ни я, ни она».

Белла Барсегян и Гарри Григорян, студия Arcus Design: «Главная причина отказа — это недоверие со стороны заказчика»

Белла Барсегян и Гарри Григорян, Arcus Design.

«Мы за личное знакомство до подписания договора! Оно помогает сэкономить время обеим сторонам и оценить процентов на 80% перспективы дальнейшего сотрудничества. Хотя бывают и такие моменты, когда мы сразу понимаем, что это не наш клиент.

Причины могут быть разные: например, недостаточно серьезное и уважительное отношение заказчика к архитектуре и дизайну, желание заказчика заменить известные предметы дизайна репликами, контрастное несоответствие бюджета с поставленными целями и задачами и так далее.

В таких случаях мы честно признаемся, что не сможем удовлетворить пожелания собеседника на 100% и рекомендуем наших коллег, которые, как нам кажется, смогут лучше решить задачу клиента.

Но, пожалуй, главная причина отказа — это недоверие со стороны заказчика. Одно из главных кредо нашего бюро: максимальная персонификация проекта под заказчика (с учетом его вкусовых предпочтений), но с нашими архитектурными и дизайнерскими решениями, в том числе с нашим выбором инструментов для решения поставленной задачи.

Фрагмент интерьера. Дизайн: Arcus Design. Фото: Сергей Красюк.

Мы четко отдаем себе отчет, что проект, над которым работаем, создается для заказчика. Исходя из этой догмы, наша первостепенная задача — не реализовать свои творческие амбиции, а сделать проект, максимально отвечающий внутреннему миру и предпочтениям заказчика. Но какой оттенок из любимого цвета заказчика брать для стен — это исключительно прерогатива архитектора. Если потенциальный заказчик по тем или иным причинам не готов довериться и пойти на эти условия, мы отказываемся от проекта. Безусловно, речь идет не только о Ral, но и других многочисленных аспектах.

К сожалению, предварительное знакомство и согласие заказчика на наши условия сотрудничества не дают гарантии, что клиент в процессе стройки не нарушит принципы нашей работы. В таких случаях мы пытаемся войти в положение клиента и найти компромисс, который удовлетворит пожеланиям заказчика и сохранит качество реализации проекта.

Получается ли это сделать во всех случаях? Пожалуй, утвердительно на этот вопрос сможет ответить лишь архитектор с малым количеством реализованных проектов, беспринципный или лукавый».

Татьяна Бриммер: «Своих будущих клиентов мы проверяем единственным способом — в процессе общения»

Дизайнер Татьяна Бриммер.

«Мы не беремся за проекты, где до нас было уже что-то реализовано другим дизайнером, например, планировка, на базе которой нам пришлось бы работать. Мы беремся за такой проект только в качестве декораторов.

Если наши мнения с заказчиком кардинально расходятся, мы объясняем, что это не совсем наш формат и, к сожалению, не сможем далее вместе сотрудничать.

Интерьер гостиной зоны. Дизайн: Татьяна Бриммер. Стиль: Анна Анненкова (студия интерьерного стайлинга и декорирования HAPPY Collections). Фото: Антон Лихтарович.

У нас был опыт с заказчиками, которые не соглашались работать по нашей стандартной системе оплаты или же выделяли недопустимо маленький бюджет на реализацию дизайн-проекта. Мы, конечно же, предлагали альтернативные решения, но полностью с вариантом клиента, к сожалению, не могли согласиться. Вследствие этого нам с клиентом пришлось разойтись. Но, к счастью, в 90% случаев мы всегда успешно сотрудничаем с нашими клиентами и договариваемся на условиях, которые будут максимально комфортны для обеих сторон».

Ольга Шаповалова: «Мне не интересно, если бюджет заказчика ограничен, и он планирует использовать реплики»

Ольга Шаповалова, дизайнер, основатель O-Deco Studio.

«Как правило, я не проверяю своих заказчиков, так как последнее время новые клиенты приходят после публикаций проектов в СМИ, а также по рекомендациям текущих клиентов. В этих случаях будущие заказчики ориентируются и в стилистике, в которой я работаю, а также в порядке цен, что существенно облегчает работу.

Фрагмент интерьера. Дизайн: Ольга Шаповалова. Фото: Сергей Ананьев.

Тем не менее бывают случаи, когда от проекта приходится отказываться. Иногда заказчик просит сделать интерьер в стилистике другого дизайнера, что мне не интересно, или бюджет заказчика ограничен, и он планирует использовать реплики культовых предметов мебели или света. «Нет» я всегда говорю деликатно, объясняя свою позицию, и стараюсь порекомендовать дизайнера, который подойдет этому заказчику. Так, однажды мне пришел запрос оформить интерьер квартиры в стилистике, в которой я не работаю, — я порекомендовала обратиться к коллеге, дала его контакты. Знаю, что у них получится отличный проект».

Анна Смолякова: «Одна причина — несогласованные с дизайнером изменения в проекте»

Анна Смолякова, дизайнер, преподаватель Международной Школы Дизайна.

«Роль заказчика в процессе создания и реализации дизайн-проекта имеет ключевое значение. Только доверительный и конфиденциальный диалог между сторонами может стать залогом успеха длительного процесса. А именно, 1 год, если говорить о квартирах площадью 100 кв. м. Впрочем, в моей практике есть и загородная усадьба, над которой я работаю 4-й год.

Что может стать причиной моего отказа от ведения проекта? Пожалуй, частая смена решений со стороны заказчика. Каждый этап подлежит согласованию. Основа продолжения работы — утверждение предыдущих этапов. Количество корректировок в пределах концепции регламентирует договор. Кардинальные изменения равнозначны новому дизайн-проекту. Об этом стоит помнить.

Еще одна причина — несогласованные с дизайнером изменения в проекте, которые могут повлиять на качество работ и уровень дизайна в целом. Заказчик может дать задание бригаде, посчитав, что изменение незначительное. Это может серьезно сказаться на пропорциях и эргономике. Ведь, по сути, только дизайнер держит в голове готовый результат.

Фрагмент интерьера. Автор проекта: Анна Смолякова.

А еще — отказ в праве фотосъемки готового проекта и его последующей публикации. Заказчик априори получает уникальный дизайн, и для дизайнера может быть важным рассказать о нем профессиональному сообществу и новым потенциальным заказчикам.

Я отказываю в очень редких случаях. Например, на одном из моих объектов мы с заказчиком по нескольку часов обсуждали возможные решения. Проект был срочный, и чертить нужно было в тот же день. Следом шел звонок об отмене всего утвержденного, и заказчик по телефону долго рассказывал о 3-х новых вариантах, которые также следовало проработать до утра. Ситуация была сложная, а работа над проектом велась непродуктивно. Я сумела корректно отказаться от проекта. И это очень важный момент, ведь, возможно, при других обстоятельствах наше сотрудничество сложится в дальнейшем».