Как стать успешной в мужской профессии: метод Патриции Уркиолы

«Если вы в чем-то талантливы и не увлечены этим каждый день, у вас ничего не получится».

Дата публикации 02.08.2019

Материалы подготовила: Вера Рогатко

В одном из интервью Патрицию Уркиолу спросили, что из одежды она никогда бы не надела. Дизайнер ответила: «Чулки телесного цвета»

Возможно, все дело в ее любви к удобным вещам («Мама считает, что мне надо пореже носить джинсы — это моя привычная одежда, не слишком изысканная»). Оно и понятно: чтобы везде успевать, лучше джинсов одежды не придумаешь. Тем более, когда у тебя собственная дизайн-студия, в портфолио — проекты для ведущих европейских брендов вроде Agape, B&B Italia, Foscarini, Flos, Kartell (плюс в Moroso Уркиола несколько лет занята на посту арт-директора), а еще ты жена и мама двух дочек.

Дизайнер Патрисия Уркиола

Впрочем, именно «должность» мамы Уркиола ставит на первое место, и признается, что у нее не слишком много страхов в отношении работы. «Я везучая» — говорит она, но нам кажется, что это кокетство: чтобы добиться чего-то в предметном дизайне, на одном везении далеко не уедешь, особенно если помнить, что в этой сфере традиционно «рулят» мужчины.

Ковер Visioni, дизайн Патрисии Уркиолы для CC-Tapis

В чем же секрет? Хотя Уркиола и не относит себя к функционалистам, практичного и удобного в ее проектах заметно больше, чем декоративного.При этом ее личное видение комфорта — это не просто про мягкий диван, все гораздо сложнее, глубже и даже эмоциональнее. «После одежды человеку для повседневной жизни нужны стул, кресло, чашка. И эти вещи должны стать друзьями».

Чтобы «подружить» предмет и заказчика, в ход идут самые разные приемы и средства. Оформляя интерьеры медицинского центра Kālida Sant Pau в Барселоне, Уркиола расставляет диваны со стопками подушек и кресла с широкими, вогнутыми спинками, «бросает» на пол вязаные ковры из своей коллекции Mangas, Gandia Blasco — кажется, они больше смахивают на шарфики или рукава теплого свитера. Обстановка совсем не выглядит больничной, главная идея дизайнера — чтобы больные чувствовали себя защищенными, как дома у мамы или бабушки, и могли выздоравливать скорее.

Интерьер медицинского центра Kālida Sant Pau в Барселоне. Дизайн: Патрисия Уркиола

К двадцатилетию сотрудничества с Moroso Уркиола готовит серию модульных диванов Chamfer с полукруглыми боковинами. Спинка и подлокотники, будто обнимающие сидящего, дополнены мягкими подушками — можно подложить их под руку или спину, кому как удобно. Эти диваны задумывались Уркиолой таким образом, чтобы гости хозяев дома расположились с максимальным комфортом, расслабились и болтали о пустяках, «забив» на время и дела.

Стенд Moroso на Salone del Mobile. Дизайн Патрисии Уркиолы

А когда в продажу запускают культовое кресло Fjord по подобию скандинавских фьордов, тоже для Moroso, Уркиола искренне признается, что «если сядешь в него, как в обычное кресло, с прямой спиной, то будет неудобно. Для комфорта нужно непременно найти асимметричную позу — опереться на спинку, расположенную сбоку. У кресла есть только один подлокотник, и это определяет манеру использования, новую, более расслабляющую и привлекательную. Глядя на это кресло, понимаешь, что комфортабельность — это не только и не столько комфорт физический. Это также комфорт эмоциональный».

Кресло Fjord, дизайн Патрисии Уркиолы для Moroso

На формирование такого практично-ментального подхода Уркиолы к своим проектам повлияли ее наставники и коллеги-мужчины, гуру предметного дизайна. Ее, студентку, мечтавшую пойти по стопам папы-архитектора, научный руководитель в Миланском Политехническом институте Акилле Кастильони убедил, что дизайн не менее привлекателен, чем архитектура и дает больше простора для самовыражения. «Все творчество Кастильони оказало на меня огромное влияние. Но если в моем проекте появляется идея, схожая с его идеями, я немедленно останавливаюсь» — говорит Уркиола о наставнике сегодня.

Акилле Кастильоне и Патрисия Уркиола. Фото: designbest

Вико Мажистретти, старший коллега в мебельной компании De Padova, научил не искать собственный стиль, и делать вещи простыми, без излишеств. А Пьеро Лиссони, в компании которого Уркиола возглавляла отдел разработки, помог решиться, наконец, открыть собственную студию. Ей тогда было сорок, за плечами — масса самостоятельных проектов и крупных заказов, и затяжное решение отважиться уйти в самостоятельное плавание было больше борьбой с собой, чем с обстоятельствами. Но коллега и хороший друг Лиссони «был настоящим джентльменом и как-то сказал: «Давай, Патриция, ты готова!»». Как ни крути, в работе с мужчинами масса плюсов, по крайней мере, так сработало с Уркиолой. Кажется, она и правда везучая.

Ванна Cuna, дизайн Патрисии Уркиолы для Agape (2015)

Впрочем, если убрать в сторону рассуждения о везении, влиянии коллег и о мужском и женском начале в личности и творчестве испанки, то окажется, что ее подход к работе прост и даже немного скучен. «Я общительная, умею эффективно взаимодействовать с другими, встаю очень рано, открыта для работы, много обсуждаю и часто говорю «нет». Говорят, гениальность – это 1% вдохновения и 99% пота. Это чистая правда: если вы в чем-то талантливы и не увлечены этим каждый день, у вас ничего не получится». А носить при этом чулки или не вылезать из джинсов – какая разница?

Фото: Marco Craig для Designbest

Фото: Marco Craig для Designbest