Как в лучших домах Петербурга

Сергей Ерофеев о достоверном интерьере

Дата публикации 27.09.2000

Фото: Георгий Шабловский, Юрий Молодковца

Интервью подготовила: Юлия Сахарова

Журнал: Декор N7 (151) 2010

Создать не просто классический, а достоверный, историчный интерьер непросто: он требует знания старинных технологий и вложения громадного количества ручного труда

Рассказывает архитектор Сергей Ерофеев: «Если у вас дом, допустим, XIX века, то вам повезло. Тогда вы можете воссоздать здесь все как было.

МОЖНО ВОССОЗДАТЬ АБСОЛЮТНО ДОСТОВЕРНУЮ АТМОСФЕРУ - с поскрипыванием старинных половиц, с легким щелканьем дверей... Когда мы делали квартиру в доме князей Барятинских в Петербурге (который был построен в 1776 году), я придумал легенду: этот дом 100 лет назад закрыли, при этом войны и революции его не коснулись, пролетели, как дурной сон; а недавно его открыли - и там все как было.

Важно не сделать явный новодел, а с другой стороны - избегать нарочитой «состаренности», чтобы не уйти в эстетику кафе или ресторана. Я советую использовать старинные строительные и отделочные приемы - известковую штукатурку, левкас, окраску лессирующими красками, золочение. В нашем случае, например, это была не реставрация, а строительство в старинной манере. Так, мы измельчали старинную штукатурку, добавляли немного извести и получали штукатурную смесь, которая смотрелась очень достоверно.

Прекрасно, если сохранился старинный паркет. В доме князей Барятинских он как раз сохранился. Мы его приводили в порядок таким образом: шпон очищали, распаривали в кипятке, покрывали лаком и утюжили. Если бы я жил 100 лет назад, я бы использовал те же самые технологии. А сегодня этот способ я могу посоветовать с оговоркой: он подходит не всем, а большим любителям старины.

Лепнина может быть новая, но изготовленная необычным способом: мы снимали копии сохранившейся старинной лепнины со всеми изъянами, крепили ее к потолку, потом золотили; а также создавали искусственные трещины и царапины на идеально ровном потолке. Опять же скажу, что это очень трудоемко, но в результате лепнина получается совершенно аутентичная.

НЕ НУЖНА МЕБЕЛЬ, КОТОРАЯ КРИЧИТ: «Я СОСТАРЕННАЯ!» И в то же время не нужна та, которая сияет новизной. Представьте, мы такую долго не могли найти. И вот наконец нашли в одном салоне диван и кресло, которые уже долгое время экспонировались, и у них были сбитые уголки, потертая ткань, а это как раз то, что нужно».