Камень преткновения
Выбор AV-ресивера для домашнего кинотеатра
В любом современном домашнем кинотеатре есть точка, куда сходятся все провода, - это AV-процессор. От этого устройства во многом зависит технический уровень, то есть качество конкретной инсталляции. Дело в том, что именно процессор, помимо прочего, готовит нам то самое многоканальное окружающее звучание, без которого домашний кинотеатр просто немыслим…
Сегодня процессоры бывают либо отдельными компонентами системы, либо встроенными в так называемые AV-ресиверы, объединяющие в себе процессор, многоканальный усилитель и радиоприемник (отсюда и название "ресивер"). Компактные и удобные ресиверы чаще всего встречаются в бюджетном секторе (исключение - флагманские модели), однако суть от этого не меняется. Внутри тех и других есть некое устройство, непосредственно занимающееся обработкой и получением аналоговых аудиосигналов. Это устройство в обиходе называется процессором. Хотя в аудиотехнике процессоры другие, нежели применяемые в персональных компьютерах "камни", и те и другие занимаются обработкой информации. (На профессиональном сленге "камень" - это процессор.)
Впервые система окружающего звучания для кинотеатров была сконструирована в 1976 в Dolby Laboratories. Это была несложная система, выделяющая из стереодорожки (правда, особым образом записанной) тыловой (surround) и диалоговый каналы. Устройство, которое этим занималось, стало "прадедушкой" современного процессора. Так родилась технология Dolby Stereo, а затем ее адаптировали для домашнего использования, назвав Dolby Surround. Уже впоследствии появился стандарт Dolby ProLogic, эволюционировавший в ProLogic II с отдельным каналом для басовых эффектов. Однако по-настоящему революционным стал выход на авансцену цифровых форматов. В 1992 появился формат Dolby Digital, чуть позже - его конкурент DTS, внедренный одноименной компанией.
Записи со звуком 5.1 (для пяти колонок и сабвуфера) сегодня имеют наибольшее распространение, хотя DTS встречается реже, чем Dolby Digital. Тем не менее уже существуют версии Dolby Digital EX и DTS ES Matrix/Discrete, которые поддерживают схемы 6.1 с дополнительным каналом Surround Back. Есть форматы DTS 96/24 и Dolby ProLogic IIx… И всем этим многообразием ведает один-единственный процессор. Первоочередная его задача в домашнем кинотеатре - декодирование, то есть выделение из цифровой фонограммы отдельных звуковых дорожек для дальнейшего их использования в аналоговом виде. И тем лучше процессор, чем больше форматов он поддерживает. Cейчас на панели современного процессора высшего класса должны стоять как минимум логотипы Dolby Digital EX, DTS ES и Dolby ProLogic IIx.
Для максимальной совместимости с остальными устройствами процессор должен иметь как можно больше различных интерфейсов. Если говорить только об аудиосигналах, то сегодня почти все процессоры имеют аналоговые и цифровые (бывают оптические и коаксиальные) входы и выходы. Очень хорошо, если процессором поддерживается современный цифровой интерфейс i.Link, а на редкости вроде AES / EBU (профессиональный стандарт) можно не обращать внимания - такой источник еще и поискать придется.
Кроме операций со звуком почти все процессоры позволяют работать и с видеосигналом. Зачастую это ограничивается сквозной коммутацией сразу нескольких источников (плеер, видеомагнитофон, спутниковый тюнер) без вмешательства в сигнал, однако существуют процессоры, которые осуществляют конверсию видеосигнала. Например, они преобразуют простой композитный видеосигнал в более качественный компонентный (да еще с прогрессивной разверткой), а также позволяют смотреть кино на встроенном дисплее. Есть совсем специальные видеопроцессоры, но это тема для отдельной статьи. Скажем лишь, что хороший AV-процессор сегодня должен уметь коммутировать цифровые сигналы HDMI (High Definition Multimedia Interface) или DVI (Digital Visual Interface). Иными словами, если эти значки есть на фасаде аппарата - это хорошо.
Итак, еще одной важной задачей процессора в кинотеатре является коммутация в систему разных источников сигнала. Благодаря этому можно подключить одновременно DVD-плеер, спутниковый тюнер и виниловый проигрыватель - переключение на нужный источник будет осуществляться нажатием кнопки. После процессора сигнал должен подаваться на многоканальный усилитель (внешний или встроенный в ресивер) и затем поступать на колонки.
Следующий важный момент - возможности настройки звучания. В реальной инсталляции колонки не всегда можно поставить правильной звездой вокруг зрительского места, а навязчивые резонансы часто снижают качество баса. Существуют технические средства, которые помогают минимизировать многие из этих проблем. В простейшем случае достаточно выставить уровень громкости каналов и настроить временные задержки, которые компенсируют разность расстояний от акустических систем до слушателя. Время задержки при настройке для простоты и удобства преобразуется в расстояния от колонок до слушателя, выражаемые в футах или метрах.
Для сглаживания комнатных резонансов производители оснащают свои процессоры и ресиверы параметрическими эквалайзерами, однако воспользоваться таким инструментом на глазок почти невозможно. Но все чаще встречаются автоматические системы, посылающие через колонки серию особых тестовых сигналов и способные по отклику, захваченному измерительным микрофоном, осуществить эту коррекцию автоматически (как и установку уровней и задержек, разумеется), причем довольно эффективно.
Напоследок скажем о THX-сертификации. Ее инициатором стал кинорежиссер Джордж Лукас. Он хотел радикально повысить качество звука в кинотеатрах и привлек к сотрудничеству инженера Томлинсона Холмана, который и разработал ряд критериев качества. Аббревиатура THX и расшифровывается как Tomlinson Holman’s eXperiment. Покупая процессор или ресивер с одним из логотипов THX, можно быть уверенным, что он будет удовлетворять ряду довольно жестких требований. Наиболее ценный сертификат - THX Ultra 2, базовый - THX Select. Кроме, собственно, статуса "проверенного продукта" сертифицированные устройства получают ряд специальных алгоритмов обработки, которые повышают естественность звучания дорожек к кинофильмам. Однако не стоит думать, что устройства без метки THX обязательно хуже, ведь сертификация эта для производителя - дело добровольное.