Камни в сад
Ландшафтный дизайн в Японии: традиции и современность
Японская традиция с давних времен предпочитает громкому - приглушенное, декларативному - недосказанное, блеску - отблеск
Самые удивительные и необычные современные сады в мире, как, например, Сад из стекла и воды или Сад с одним деревом, находятся в Японии и создаются ведущими дизайнерами и архитекторами страны. Удивительно то, что, развивая новый стиль, японские садоводы используют многовековые традиции.
История японских садов насчитывает более тысячи лет. Уже в ХI веке было издано руководство по садово-парковой культуре - "Сакутэйки".
Считается, что первые сады появились в синтоистских монастырях. Проводя жизнь в тишине и уединении между молитвой и созерцанием природы, талантливые монахи придумали закон расположения прудов и насыпей, повторяющих моря и горы. Священная сила дикой природы (ками) была представлена отдельными камнями (ивакура).
Посетитель синтоистского сада вступал в контакт с Божественным и испытывал чувства, подобные тем, какие охватывают европейца в христианском храме.
В XIV-XV веках появляется знаменитый карэсэнсуй (сухой пейзаж) - стиль буддийских храмов, выражающий суровость и аскетизм философии дзэн. Для многих европейцев представление о минимализме дзэн связано с современным дизайном, но в японской культуре это еще и чайные церемонии, театр ноо, виртуозная живопись черными чернилами, изысканная каллиграфия и уникальные символические сады.
Для буддистского монаха создание сада - это путь, обучение прилежности, очищение. Существует понятие "ишидатесо" - раскладывание камней священником. Камни - важнейший элемент, чтобы понять их, надо научиться читать их душу, потому что у камней собственная жизнь, как у животных и растений.
Сад дзэн должен располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основной композиционный принцип - неопределенность, гармоничное равновесие всех элементов, в которых есть и свобода, и порядок, и движение, и покой.
Проектирование современного сада дзэн - попытка достичь максимального выражения сущности минимальными средствами. Этот принцип блестяще продемонстрировал дизайнер Шанмайо Масумо в новом саду для отеля в Токио. Главная проблема заключалась в создании посреди города атмосферы естественной природы, располагающей к размышлению в одиночестве.
В XV веке в Японии чаепитие превращается в ритуальную церемонию в специальном домике. В саду появляются камни для перехода через ручей, сосуд для омовения рук и фонари, освещающие тропинки. Например, архитектор Кишо Курокава, автор Музея современного искусства в Хиросиме, построил чайный сад на крыше дома в деловой части Токио. Сидя в современной квартире за чашкой чая, человек любуется классическим садом с каменной тропинкой. Пышные деревья на фоне высоких зданий похожи на дивный оазис.
"Когда копируешь сад известного мастера прошлого, не упускай из виду пожеланий хозяина, но воспроизводи по собственному вкусу" - советовал в XI веке Татибана-но Тосицуна, автор "Сакутэйки".