Кинопанорама

Дизайнерские вещи в кино

Дата публикации 21.09.2000

Журнал: N7 (118) 2007

Про красивые интерьеры и роскошные вещи мы обычно говорим: это как в кино. а когда эти же вещи появляются в кино, то мы радуемся, что там все как в жизни. В отдельной теме этого номера - вещи, которые украшают и кино, и жизнь

Наверняка вы замечали, что в фильмах всегда есть предметы, за которые особо переживаешь, иногда даже больше, чем за героев. Самый простой вариант - это случайно найденный чемодан с деньгами (самый популярный сюжетный ход в кино 1990 - х), какие-нибудь похищенные драгоценности, древние манускрипты (это уже мода наших дней), священный Грааль или миелофон из будущего. Есть варианты и более сложнообъяснимые: зачем, например, переживать, что герой пролил кофе на обивку дивана или выбросил телефон в мусорный ящик? Но тем не менее это моменты очень чувствительные почему-то. Можно только предположить, что ценность любой вещи, даже не особо значительной, в экранном пространстве увеличивается, потому что на нее сходятся все фокусы. Так, в фильме "Королева" главная героиня вытирает слезы платком от HERMÈS - узнаваемым, с лошадями. В принципе ничего особенного, мало ли - в жизни мы, может, и внимания бы на такое не обратили… Но в фильме это воспринимается именно как королевский жест. Кстати, такие эпизоды, когда за вещь переживаешь и при этом ее сразу узнаешь и видишь, что она какой-то определенной и очень знаменитой марки, это наиболее удачные случаи product placement. Но дело не только в нем. Вещи, попавшие на экран, приобретают особую магию и даже власть. Кино любую мелочь может сделать яркой, звонкой и вкусной. Даже после элементарнейшего сериала про мисс Марпл, например, хочется чая и печенья, которые до этого вызывали только скуку. Что уж говорить о вещах, которые и созданы для того, чтобы быть соблазнительными, - автомобилях, драгоценностях, часах, дизайнерской мебели. А в кино они становятся более чем просто соблазнительными - они излучают власть, и экрану они нужны не меньше, чем им экран. Когда туфли от MANOLO BLAHNIK, сумка Birkin от HERMÈS или кресло от CAPPELLINI попадают на экран, это не просто product placement или даже совсем не он. Это то, что называется "камео": появление специально приглашенной звезды, чтобы сыграть короткую, но важную для сюжета роль.

Конечно же, product placement - это актуальный для производителей, в том числе и люксовых, вид рекламы. Но, во-первых, почему-то чаще всего чувствуется, когда в фильме осуществляется скрытая реклама, а когда вещь на экране действительно играет роль. Наиболее яркий пример - фильмы про Джеймса Бонда. Это просто феерия скрытой рекламы в кино. И мы понимаем, что все эти блистательные машины, часы, костюмы, напитки появились здесь не просто так, но это уже не только не раздражает, а, наоборот, с нетерпением ожидается - как сводка новостей от люксовых производителей. Возвращение в сериал про Бонда автомобилей ASTON MARTIN (после нескольких серий романа с BMW) было едва ли не более обсуждаемой новостью, чем смена исполнителя главной роли Пирса Броснана на Дэниела Крейга. Фильмы про Бонда - начиная где-то с "Доктора Но" 1962 года - это вообще особое пространство, где мускулами поигрывают не только персонажи, но и окружающие вещи. Интерьеры, одежда, аксессуары и, конечно же, машины здесь не просто антураж, а полноценные аттракционы "Бондиленда". И в этом отношении фильмы про Бонда во многом сформировали современное отношение к экранному пространству, в котором теперь царят не только режиссура и актерская игра, но и настоящая гламорама - мир гаджетов и модных штучек, на которые, как правило, делается особый акцент в большинстве современных фильмов.

С другой стороны, люксовые products от нелюксовых чаще всего отличаются тем, что у первых уже есть легенда, уже есть история и своя индивидуальность. А вторые чаще всего через размещение в фильмах на наших глазах эту легенду и свою индивидуальность пока еще формируют. Та же самая марка PRADA в дополнительной рекламе, какую ей устроил фильм "Дьявол носит Prada" (его уже называют самым гламурным кино всех времен и народов), может быть, не так сильно и нуждалась. Тут ведь другая история: одна весьма раздраженная гламурным сообществом журналистка написала роман, в названии которого использовала абсолютно знаковый бренд - в сатирическом в общем - то смысле. Потом по этой книге сняли фильм, и как таковой бренд PRADA тут особо ни при чем - его не рекламировали, а использовали его репутацию. Обладатели прав на бренд могут вообще отказаться от участия в кинопроекте, как это произошло, например, с русским фильмом "Шик", который первоначально хотели с шиком назвать "Гуччи". А компания BMW отказывалась спонсировать первую часть фильма с говорящим названием "Бумер", потому что непонятно еще было, нужно ли заслуженному немецкому автопроизводителю такое расширение бренд-легенды.

Собственно говоря, люксовые имена и вещи абсолютно киногеничны - именно потому, что у них есть свое лицо и своя аура. Самое знаменитое и самое трогательное подтверждение тому - это, конечно же, фильм "Завтрак у Тиффани". Такого не придумает ни один маркетолог. Возможно, конечно, что у Трумана Капоте все же был какой-то житейский смысл романтизировать в своей повести именно марку TIFFANI&CO, а не другую. Но это не особо важно, ведь не вызывает сомнения, что для его героини, а позже и героини Одри Хепберн, бутик TIFFANI&CO и само это название стали воплощением красивой жизни, чем-то очень личным, этаким персональным Эдемом. И так получилось, что ювелирный бренд стал литературной и киношной метафорой, которая выражает что-то уже не из области люксового потребления, а более глубокое, про трепетную девичью душу, скажем. В общем-то история с этим фильмом удивительна и с точки зрения маркетинга, и просто по-человечески: культовыми и легендарными после него стали все и вся - и сам фильм, и актриса, и писатель, и бренд.

Случайных деталей в кино не бывает - здесь все со смыслом, все авторское, все отрежиссировано. В кино не бывает просто домов - даже самые простые дома здесь выстроены по эскизам, каждая мелочь соответствует замыслу сценариста и режиссера. Все киноинтерьеры - дизайнерские по определению, даже если действие происходит в трущобах. Иногда к этим трущобам прикладывают руки так и вообще великие кинодизайнеры. Например, в фильме Скорсезе "Банды Нью-Йорка" за все эти прокопченные, разбойного вида декорации отвечал Данте Феретти, сценограф классических фильмов Пазолини и Феллини. А про наиболее эффектные интерьеры из реальной жизни так и говорят: как в кино. И говорят все чаще, потому что тщательная режиссура пространства - актуальная тенденция в дизайне интерьеров. Декораторы и дизайнеры так планируют интерьер, чтобы незапланированные в проекте вещи (а они всегда появляются сразу же после вселения хозяев и постепенно заполняют жилище) выглядели художественно, чтобы даже беспорядок был живописным. А классика дизайна, узнаваемые кресла Ле Корбюзье или Сааринена например, часто используется в модных интерьерах по тому самому киношному принципу камео - как приглашенные и особо заслуженные звезды. Кино влияет на дизайн своей визионерской сущностью, ведь даже самый реалистичный фильм - это все же чей - то вымысел, плод фантазии. Фантастичность современного дизайна из той же оперы, что и фантазмы кино. А мебельный дизайн оказывает на кино в общем-то прямое влияние - образный язык современного интерьера настолько отточен и богат красками, что кино от него даже немного отстает.