Кинотеатр по расчету
шоу-рум компании HOME CINEMA HALL
Входя в этот небольшой кинозал, обращаешь внимание на роскошный интерьер и два ряда ярко-красных кожаных кресел, а потом на царящую в нем тишину. Ни звука не проникает внутрь с весьма шумной в час пик Садовнической улицы, как, впрочем, и из соседних помещений. Этот кинозал - сама функциональность. Видимые технические элементы отсутствуют в полном согласии с современным принципом построения элитных кинотеатров - аппаратура настолько умело спрятана от взгляда, что лишь кресла и экран выдают функциональное назначение интерьера. Кресла изготовлены одним из подразделений HOME CINEMA HALL, в них использовано электрическое управление положениями подголовников, спинок и сидений. Есть даже встроенный бар, открывающийся нажатием кнопки.
Важнейшая - акустическая - часть этого кинозала основана на мощных профессиональных активных громкоговорителях финской марки GENELEC: зрительские места окружает семиканальная звуковая конфигурация, которую, кажется, не в состоянии вывести из себя никакие звуковые катаклизмы. Видеопроектор high- end-класса итальянской марки SIM2, звуковой процессор и плеер - американские "Лексиконы". Световыми сценариями и всеми аудио- и видеонастройками кинозала управляют сенсорные панели ELAN.
Однако если технику уподобить бриллианту, то оправой для него является очень серьезная акустическая обработка помещения - вложенные в нее средства сопоставимы с ценой аппаратуры. Проектирование и расчеты проводились с помощью серии кропотливых акустических измерений и оригинального программного обеспечения, хотя востребован оказался и старый добрый метод линейки и циркуля. Результат того стоил. Во время киносеанса отчетливо понимаешь, что очень многие настоящие кинотеатры небезупречны по сравнению с этим…
Рассказывают авторы проекта Федор Шаталин и Алексей Тихонов.
SALON: Какова была цель проекта?
Федор Шаталин: В этом шоу-руме мы хотели создать "геометрическое место идеальных домашних кинотеатров" - кинозал VIP-категории. Чтобы клиент руководствовался не эфемерными словами инсталляторов о том, как все у него будет замечательно играть, а сам увидел и услышал результат. Для этого мы сделали очень серьезный акустический проект и установили превосходную аппаратуру.
S: Кроме звездного неба над головой, экрана и роскошных кресел здесь ничего не видно…
Ф.Ш.: Наша концепция - ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на экране, ничто не должно мешать ему погрузиться в трехмерный звуковой образ. Кроме того, скрытое размещение позволило нам использовать великолепную профессиональную акустику от GENELEC, внешний вид которой непросто согласовать с изысканным интерьером. Кресла с электроприводами мы делаем на своем производстве - одно из представленных здесь кресел оборудовано сенсорной панелью, которая управляет всеми компонентами кинотеатра. С панели включаются в том числе освещение и оптоволоконные светильники, имитирующие звездную россыпь на потолке.
S: С чего начинается акустическое проектирование домашнего кинотеатра?
Алексей Тихонов: С оценки того, насколько тяжелое помещение нам досталось в плане его геометрии и резонансных свойств. Очень сложна борьба с так называемыми стоячими волнами на басах, которые крайне негативно влияют на качество звука. Например, очень неприятный гудящий резонанс вылезает на частотах 60-70 Гц в комнатах с типичной высотой потолка 2,7 метра. Задача усложняется, если линейные размеры помещения кратны или одинаковы. Основная проблема состоит в том, что звукопоглотители, компенсирующие это негативное влияние, нужно органично вписать в интерьер. Лучше всего с нуля проектировать комнату оптимальной геометрии-в архитектурной акустике для нее есть понятие "золотое сечение". Но в реальности такое бывает редко.
S: А каковы методы и сколько это стоит?
А.Т.: Мы применяем методы математического моделирования и, главное, опираемся на результаты акустических измерений. Сложнее всего "поставить" комнате правильный бас и точно сбалансировать средние частоты. Исходя из результатов измерений производится расчет конструкций специальных резонансных поглотителей и ловушек для конкретного помещения. Когда решена проблема басов, наступает очередь средних и высоких частот, ранних отражений и т.д. Можно уподобить это работе скульптора, который сначала придает форму грубой заготовке и впоследствии доводит ее до настоящего произведения искусства. А стоимость акустической подготовки, конечно, зависит от степени "запущенности" объекта.
S: Но ведь так можно шлифовать до бесконечности… Существуют критерии акустической готовности комнаты?
А.Т.: Во-первых, это время послезвучания - оно должно укладываться в определенный коридор значений во всем диапазоне звуковых частот. Для хорошей детальности звучания нужно ювелирно сбалансировать энергетику ранних и поздних отражений звуковых волн. Есть еще ряд характеристик, однако следует учитывать, что для кинотеатра они одни, а, например, для музыкальной гостиной несколько другие…
Видеопроектор SIM2 Multimedia C3X Link Моторизованный проекционный экран Vutec VU-Easy Framed Screen 123" Dvd-audio/ Sacd-плеер Lexicon RT-20 AV-процессор Lexicon MC-12B V5 EQ Фронтальные АС Genelec 1034ВЕ-VU АС центрального канала Genelec 1034BCE-HD Тыловые АС Genelec 1037CE Встраиваемые АС каналов SURROUND BACK Genelec AIW 26 Активный сабвуфер Genelec HTS6 Сенсорная панель управления Elan VIA! Color Touchpanel ИК-приемник Elan IRTube Системная станция Elan VIA! SS1 Беспроводная сенсорная панель управления Elan VIA!284 Электрические кресла Home Cinema Hall Elit