Классика: ориентир на будущее

квартира общей площадью 170 м2 (г. Москва) Алексей Вязьминов, Юлия Орлова, Светлана Полякова Интерьер, выполненный в классической манере в ее самом актуальном, минималистичном прочтении

Дата публикации 20.06.2001

Фото: Зинон Разутдинов, Михаил Степанов

Текст: Мария Кригер

Автор проекта: Светлана Полякова
Алексей Вязьминов
Юлия Орлова
Виктор Родкин

Журнал: N4 (60) 2002

Даже самый современный дом, расположенный в историческом центре города, "живет" среди старины и волей-неволей принимает "классические" правила игры. Именно здесь, на стыке традиций и новаторства, происходит рождение нового стиля - классики в ее самом актуальном, минималистичном прочтении Первоначальную планировку этой московской квартиры архитектор охарактеризовал как "интересную": недостатки, по признанию автора, исправлять было легко и интересно. Работа над проектом отчасти походила на головоломку - как из неудобной, несуразной "коробки" "собрать" уютный, комфортабельный дом. До реконструкции квартира в элитном доме в центре города напоминала типичный стандарт времен развитого социализма: длинный коридор, откуда "отправляются" все жилые комнаты и подсобные помещения. Кухня, располагавшаяся ранее справа от входа, переехала в помещение прачечной, вглубь квартиры, а ее место заняла детская. Ванная комната прибавила в объеме, придав коридору приятную кривизну, а подсобным помещениям пришлось, напротив, несколько потесниться. Гардеробная была отнесена ближе к гостиной и приняла форму выступа. Именно с нее начинается скользящее круговое движение, в котором существует вся общая зона квартиры. Здесь же берет начало и тонкая постмодернистская игра, которой исподволь подчинено пространство дома. С первого взгляда интерьер кажется очень серьезным и даже слегка амбициозным. И вместе с тем за нарочитой "взрослостью" ощущаются самоирония и легкий эпатаж. Так, широкая дорожка, вымощенная серым керамическим гранитом, "вытекает" из входной двери и, довольно бесцеремонно пересекая матовый паркетный пол в гостиной, скрывается за дверями кухни. На потолке тяжелый лепной карниз "раскручивает" обозначенное дорожкой движение в обратную сторону - здесь оно предполагает вполне классическое прочтение. Однако не успевает глаз насладиться его плавным размеренным ритмом, как динамика резко обрывается посередине, заканчиваясь легкомысленным крошечным светильником... По словам архитектора, само расположение дома в историческом центре Москвы задавало "классическое" настроение, желание передать ту атмосферу, что когда-то здесь царила. Отсюда - лепной карниз, потолок с кессонами... При этом хотелось, чтобы интерьер "звучал" современно. В результате - весьма органичный симбиоз нестареющей классики и актуального минимализма. Благодаря перепланировке центром притяжения в доме стала гостиная неправильной, иррациональной на первый взгляд формы. Однако именно эта конфигурация позволила создать в комнате несколько отдельных ниш: столовую, телевизионную и барную. Спальня, как и положено этой сугубо интимной части дома, размещена в глубине квартиры, "на периферии". К спальне примыкает вместительная гардеробная, благодаря чему сама комната практически полностью избавлена от корпусной мебели. Интерьер существует по принципу "ничего лишнего", оставаясь при этом очень "теплым" и "мягким". Простые, лаконичные объемы, сглаженные цвета, ненужные мелочи не отвлекают здесь от главного - отдыха. Ванная комната по соседству - своего рода артефакт, стационарное произведение искусства в отдельно взятой квартире. Архитекторы сознательно отказались от использования модной керамической плитки, заменив ее мрамором. Преимущество здесь выражается не только в эстетике: камень, в отличие от самой дорогой элитной керамики, практически не стареет ни физически, ни морально. Весь интерьер квартиры "работает" на сближенных пастельных цветах и полутонах, намеренно избегая ярких, кричащих красок. Цвет слоновой кости и речного песка, мягкое сочетание "классичного" натурального дерева и актуального ныне алюминия - дом словно излучает гармонию и покой, позволяя на время забыть о нескончаемой суете за обычным московским окном. Алексей Вязьминов: "Мне хочется создавать квартиры в европейском, по-хорошему буржуазном стиле. Личное пространство не должно быть кричащим, эпатирующим. Мы (я имею в виду отечественных архитекторов) долгое время были практически лишены возможности работать так, как хотелось, и поэтому сейчас, когда появилась определенная свобода действий, велик соблазн сделать что-нибудь "эдакое". Но яркий, насыщенный интерьер, прекрасно подходящий для гостиницы или ресторана, не слишком уместен в частном доме".