Комментируя дом
загородный дом общей площадью 260 м2 Виктор Малышев
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Фотографии этого дома надо рассматривать так: первый раз как обычно - мельком, листая журнал и ограничиваясь общим впечатлением; второй раз - подробно, вглядываясь в каждую иллюстрацию
Что это даст читателю?
Тогда из общего впечатления начнут проявляться черты дома: предметы, фактуры, флора. Композиция дома создавалась штрихами и нюансами, она интересна прежде всего точно найденным балансом деталей интерьера, который вписан в статичные объемы комнат... Пожалуй, последнюю фразу стоит уточнить.
Дом принадлежит к первой волне загородных особняков, и его планировка вполне традиционна. С течением времени изменилось лишь оформление помещений. Планировку же, по просьбе хозяев, "оставили в покое" и не трогали.
Работать с пространством дизайнеру не требовалось, поэтому новый интерьер и оказался, как сказано выше, вписанным в статичные объемы. Или привычные, что точнее.
Каким интерьер был раньше?
В стиле так называемого русского кантри, поскольку стены были обшиты вагонкой. Это в какой-то степени придавало интерьеру сходство с охотничьим домиком, с дачей, с сауной. Но однажды вкусы хозяев изменились, и им захотелось жить в более современной и выразительной обстановке. И тогда в дом пришел дизайнер...
Заказчик в процессе работы ему полностью доверял и не ограничивал его фантазию. Единственной просьбой заказчика было каким-либо образом использовать в новом интерьере предметы старой обстановки, в частности - мебель.
Что же решил дизайнер?
Он согласился, конечно. При этом общую стилистическую концепцию разрабатывать не стал, а пошел исконной декораторской "тропой": все его оформительские решения по-разному обыгрывали то, что уже имелось в наличии, а именно: кресла, диван и стулья, "связанные" из ротанговой пальмы. Источниками вдохновения дизайнера также стали викторианский по форме секретер и плетеный диван.
И к чему же это все привело?
Во-первых, гарнитур из ротанговой пальмы сильно пополнился. Появились "вязаные" прикроватные тумбочки, бюро и шкафчики.
Во-вторых, почти сразу взошла идея "тропического" фитодизайна, где названия растений так же причудливы, как и их облик.
Уже только вслушиваясь в них, можно понять, насколько изящны эти вечнозеленые композиции из манстерры, циссусов, дроцены, фенбахов, марантов...
В-третьих, присутствие в интерьере вещей из экзотической ротанговой пальмы повлияло на выбор вариантов отделки комнат. За исключением холлов первого и второго этажа, которые, кажется, чинно сохраняют на своих "лицах" выражение напускной строгости и торжественности, акценты в оформлении помещений смещены в сторону использования натуральных материалов.
Которые, в свою очередь, наполняют атмосферу Дома ощущением тепла и рукотворности.
В-четвертых...
Имеет ли смысл продолжать это перечисление?
Наверное, не имеет. Скорей всего, читателю будет интересней, руководствуясь текстом, прогуляться взглядом по иллюстрациям интерьеров Дома.
Итак, прихожая-холл. Войдя в нее из полутемного гаража через дверь с треугольным порталом, в первый момент сощуриваешься от обилия подсвеченного через открытые жалюзи розового и белого цвета. Их размытые контуры, спустя еще мгновение, оказываются "размеченными" тенями на отдельные фрагменты-детали. Слева - заверченная вокруг столба винтовая лестница на второй этаж (кстати, замена маршевой лестницы на более компактный и современный вариант - это единственный жест дизайнеров относительного изменения внутреннего пространства Дома с позиций архитектуры). Расположенные веером ступеньки и сам столб, как в корсет, туго затянуты в ковролин.
Открытая лестничная клетка ограничена невысоким квадратным подиумом, по углам которого стоят авторские керамические вазы с зеленью.
Кстати, об авторстве. Поставленный в рамки исключительно декораторских задач, дизайнер постарался максимально выложиться и довести идею "теплых" поверхностей и деталей до абсолюта. Вышеупомянутые керамические вазы, которые во множестве рассеяны по дому, выполнялись специально под этот заказ. Их огрубленные и слегка асимметричные формы - своего рода воспоминание художника об архаичных временах.
Это "И пляски в зарослях алоэ, и дни веселые охот..." Впрочем, мы отвлеклись.
Помимо ваз, в холле первого этажа обращает на себя внимание тоненькая колонна с "перевернутым" кверху основанием и стилизованный под классику белый пояс на розоватых фактурных стенах.
Следуем дальше. Кухня, с точки зрения оформления, представляет интерес лишь своим пробковым полом и отделанными пробкой стенами. Вероятно, и то и другое обеспечивает ей дополнительный запас плавучести.
Столовая. Это то место, где рождается "тропическое" настроение Дома. Именно здесь обосновался "викторианский" секретер и кресла из ротанговой пальмы. Дизайнер добавил сюда стульев, заказал стол, а для пущей убедительности поставил в комнату деревянный каркас. После этого он опять-таки соорудил настенный пояс из красного дерева и перекрасил секретер в тот же цвет. Потом нашел деревянные жалюзи, заказал у художников картины, подвесил лампу, поместил в углах керамические кадки с растениями и... пожалуйста, пользуйтесь и любуйтесь.
А что читатель найдет на втором этаже?
На втором этаже он сразу попадет в уютное и торжественное пространство холла-гостиной с очень интересным зонированием. С точки зрения планировки, это два уровня помещения, соединяющиеся между собой лестницей и разделенные полукруглыми арками. С точки зрения дизайнера, это еще и дополнительные микрозоны отдыха внутри каждой части пространства.
Под сенью карликовых джунглей расположились уютные диванчики с плетеными спинками. В комнате нижнего уровня, составленные углом, они как бы доверительно беседуют друг с другом, в верхней же половине диван отдыхает в одиночестве. Он слушает мелодичное журчание фонтанчика альпийской горки, созерцает авторские батики на стенах и внимательно наблюдает за лестницами, ведь гости могут появиться на них обеих: кто-то - с первого этажа, а кто-то - из бильярдной.
Кстати, что можно рассказать читателю об оформлении бильярдной комнаты?
В бильярдной, находящейся на нижнем уровне второго этажа, главное место, конечно, принадлежит игровому столу. Он и задает основные цветовые сочетания интерьера - "мужские" оттенки коричневого и зеленого. Отделка - сосна, красное дерево, мореный дуб. Жалюзи, паркет, створчатые двери, точеные столбики настенного пояса. Картины и светильники. На заднем плане - отгороженная зона отдыха, у входа в которую выставлены кадки с растениями. Общее впечатление от комнаты - строгость оформления и сдержанный азарт игры.
На что еще обратить внимание читателя, рассматривающего иллюстрации?
В серо-голубой детской заслуживает внимания роспись потолка, напоминающая парадоксальную графику Эшера. В гостевой спальне интересны авторские шторы.
Их объединяют в себе классические элементы драпировки с легкомысленностью стиля кантри (пришитые прямо к занавескам подвязки). Любопытно также общее колористическое решение гостевой спальни: серо-зеленая ткань штор удачно сочетается с "ротанговыми" оттенками туалетного столика, ширмы и прикроватной тумбочки, а также с темно-зелеными тонами настенного пояса и пятнистым покрывалом кровати. Эта "растительная" колористика успокаивает и гостей, попавших сюда, и журналиста, перечислившего все интересное, на его взгляд, и уставшего писать...