Конструктивизм в переводе на подмосковный
двухуровневый дом площадью 700 м2 в Подмосковье Анастасия Стенберг
Конструктивизм выработал набор идеальных футуристических форм и образов. Конструктивизм - вне исторического времени. Он экспрессивен и в той или иной степени не конформен окружающей среде. Он во многом эксцентричен и допускает карнавальную игру объемов, углов, тектонических связей и "скупого" декора
Проект Анастасии Стенберг - один из весьма удачных вариантов "перевода" конструктивизма в его архетипичных исторических формах на современный архитектурный язык. Главный вопрос при обращении к какому-либо стилю - его адаптация ко вкусам заказчика и к "культурно-экологической среде". Ведь "полноценный", эталонный конструктивизм откровенно технократичен. Но стоит как-то смягчить стиль, придать ему немного теплоты - и результат совсем иной. Особенно это важно в России.
И если уж строить и жить всерьез, обязательно нужна адаптация стиля к иным условиям существования. Идея была в том, чтобы, сохранив полноту стиля, придать ему побольше мягкости и удобства. Попытка в архитектуре не первая и не последняя, но приведшая к целому ряду очень интересных находок.
Когда видишь дом издали, не сразу замечаешь, что он расположен не на естественном пригорочке, а поставлен на систему "подиумов", скрадывающих массивность здания. На самом-то деле участок совершенно плоский. На нем сооружены подпорные стенки, навезена земля, создан рельефный каскад.
Здесь эстетика идеально сочетается с функциональной задачей. Как принято ныне, дом имеет очень обширный цокольный этаж с бассейном, сауной, тренажерным залом и рядом подсобных помещений. Не будь вполне "пейзажных" обводных террас, дом мог бы напоминать циклопическое (это, увы, не редкость) сооружение с лестницей к парадному входу. Сам участок - узкий и длинный (тоже, увы, частый случай в нашей действительности), и тогда не удалось бы избежать диспропорциональности.
Стоит подойти ближе - и проявляется скромное обаяние аристократичной внешней отделки. Стены не крашены, а покрыты особой цветной штукатуркой, создающей "первозданную" рельефность. В свою очередь, все основные проемы, включая фасад парадного входа и стены волнообразной надстройки третьего этажа, отделаны кедром. Материал фактурный, глубокий.
Итого: во всем, что видно со стороны, - во внешнем рельефе объемов и деревянных конструкций - чувствуется столь родная для нас душевность материи, слышна природная ностальгия... Вот и "переведен", хотя бы отчасти, на наш родной язык конструктивизм демиургов индустриальной эры.
К внутренней планировке, к интерьерам "переходим"... через симпатичное угловое окно (кстати, это классический прием деликатного нарушения тектонических связей, в котором явлена фирменная эксцентрика стиля). Попробуйте догадаться, где оно расположено... На кухне! И здесь, с кухни, как с востока, свет разливается на всю зону активного семейного бодрствования, на столовую и небольшую семейную гостиную.
Из кухни отлично видна плазмопанель на дальней стене малой гостиной. Пространство обширно, оно конструктивно и функционально до совершенства.
Интерьер, как можно заметить, решен на контрасте тонов: светлые стены - темные полы. Этот противовес создает упорядоченный и мягкий "рельеф". Интерьер современен и классичен одновременно. Всюду неброские штрихи ностальгического ретро. Это сложившийся, фирменный стиль Анастасии Стенберг - где только возможно к месту "вспомнить" очарование ар деко. Модерн тоже оказался кстати, особенно в конструктивной интерпретации великого Макинтоша. Эта эстетика как нельзя лучше одомашнивает "объект, поставленный посреди пейзажа", что, собственно, и требуется.
Ненавязчивые цитаты из первых десятилетий прошлого века заметны и в парадной гостиной, куда из "семейной зоны" выстроена своеобразная анфилада, расположенная на продольной оси дома. Это архитектурное решение отсылает нас к классической организации пространства старинной усадьбы - опять же эффектный прием "перевода".
Один предмет в гостиной стоит особого внимания, а именно реплика неподражаемого шезлонга Ле Корбюзье - честная ссылка на идейный первоисточник и вполне уместный "музейный изыск".
Второй этаж собран очень компактно и плотно: "детский мир", гостевые комнаты, уютный балкончик. Любопытно, что в доме нет жесткого разделения между гостевой и хозяйской зонами. Интересно и то, что, гуляя по дому, не увидишь шкафов. Они встроены, спрятаны в ниши - так удается избежать дробления, "размена" объемов.
Выше, на третьем этаже, только одна необычная комната - кабинет не кабинет, гостиная не гостиная. Ее условное название - комната-студия. В общем, место для творческих медитаций... Что это за комната - вроде общая и ничья, вроде нужная и необязательная, как все то, что в жизни не для дела, а для души? И при этом, однако, гармонично венчающая дом...
И умом не совсем понять, и аршином общим не измерить. Согласитесь, что-то очень знакомое, родное слышно в этом "переводе" конструктивизма на подмосковный, не так ли?
Анастасия Стенберг:
"В архитектуре понятия "современное", "модное", как ни странно, более каноничны и строги, чем "классическое". Они требуют нестандартных решений, но при этом ограничивают свободу выбора функциональным подходом. В общем, надо было построить современный дом - пространство, которое и через полвека будет восприниматься как "современный дом", а не "отголосок минувшей эпохи". И главной моей задачей было, зная каноны, максимально сгладить все противоречия".