Краеугольный камень
Простые вещи глазами Клаудио Сильвестрина
SALON: Почему Вы выбрали минимализм?
- Я люблю простоту. В ее совершенной форме таится мощная энергия. Посмотрите на наше тело. Снаружи мы просты и открыты взгляду, но внутри каждого имеется свое сложное и запутанное содержание. Для меня во всем важен баланс. Материальному всегда противостоит духовное. Мой идеал красоты находится вне рамок времени. Вспомните мастеров-ремесленников. Они украшали крыши соборов прекрасными статуями, которые видел только Бог. Я считаю, что благодаря минимализму можно создавать умиротворяющие вещи, помогающие людям отдохнуть от агрессии и беспорядка повседневной жизни.
S: Одна из последних Ваших работ - дизайн коллекций Le Notti и Le Pause для компании MOBILEFFE. Le Notti ("Ночи") - это мебель для спальни. Почему именно спальня?
- Я считаю спальню единственным местом в доме, где чувства партнеров взаимопроникают и колеблются между льдом и пламенем, интеллектом и подсознанием, сном и реальностью. Энергетическим центром спальни становится кровать. Чтобы усилить значимость кровати, я отделил ее от стены, приподнял над полом и окружил пространством, поместив ближе к центру комнаты.
S: Во всех Ваших проектах свет играет решающую роль. Объекты как будто парят в воздухе.
- Мне нравится создавать абстрактное ощущение реальности, для чего очень важны свет и тень. Однако должен быть виден лишь сам свет, а не его источник. Поэтому я стараюсь скрыть осветительную аппаратуру. Часто мне в этом помогает матовое стекло. Оно легко пропускает лучи света и одновременно прячет от посторонних глаз все лишнее. Так случилось и с кроватью Le Notti, сделанной для Mobileffe: подсвеченное изголовье является основным и достаточным источником света в спальне. В результате интерьер избавлен от лампы как от лишнего предмета, а свет стал элементом архитектуры. В этом и есть новизна.
S: Какой из своих работ Вы по-настоящему гордитесь?
- Это та самая каменная ванна Po из коллекции I Fiumi для BOFFI. Может быть, потому, что она намного опередила всех своих последователей, если не сказать жестче - подражателей, тех, кто скопировал ее. С моей точки зрения, она дала старт целому направлению современных ванных комнат.
S: Господин Сильвестрин, что, на Ваш взгляд, первично - дизайн или функциональность?
- Функция ни в коем случае не стоит на первом месте! Она всегда вторична. Первичен же дизайн. Функциональность должна быть, но это уже следующий шаг. В противном случае нам придется признать примат инженерии и техники. А где же тогда архитектура, где же искусство?
S: Можно ли сказать, что спроектированная Вами мебель - это мини-архитектурные сооружения? И в чем тогда, по Вашему мнению, суть дизайна?
- Как-то я сделал стулья для POLTRONA FRAU. Теперь о них говорят, что стулья выглядят как здания. По сути, нет ничего вне архитектуры. Архитектор и есть дизайнер. Я считаю, что основа дизайна - в выражении собственной мысли: сделать из несуществующего существующее. Сначала появляется некая идея (что-то нематериальное, пока не существующее). А потом я заставляю ее воплотиться. Поэтому получается, что многие созданные мною вещи опережают время. Это не поддается объяснению. Скорее всего, это просто дар. То, что ниспослано. Что-то, что не находится во власти человека. Поэтому я использую слово "природа". Я не люблю украшений. Мне больше по душе "откровенные" объекты, наполненные силой, но не лишенные поэзии. Так я понимаю настоящую элегантность.
S: У Вас есть мечта?
- Да. Построить собор. Максимально простой по форме и поэтому прекрасный.