Красота казанская
Резиденция президента Татарстана в Казанском кремле
Не много найдется в мире мест, где так близко и самодостаточно сосуществуют две очень разные культуры. Одно из них - Казань, город, которому чуть больше года осталось до внушительной даты - тысячелетнего юбилея. В центре самого большого из древних и самого древнего из больших городов России Европа и Азия подошли друг к другу на расстояние вытянутой руки. Здесь, с высоты давно преодоленных распрей и кровавых конфликтов, они спокойно и уважительно смотрят друг другу в глаза...
С какой точки ни смотри на Казанский кремль, получишь картинку-наложение: островерхая крепостная башенка, будто перенесенная сюда из Пскова, примостилась у подножия громадной мечети. Над куполами белокаменных православных храмов монументально нависает сооружение ханского периода - ступенчатая башня Сююмбеки. Дворцовая церковь стоит на фундаменте древней мечети Нур-али, а рядом с Губернаторским домом архитектора Константина Тона, классическим образцом парадной архитектуры XIX века, во время недавних раскопок обнаружили остатки укреплений времен Золотой Орды и ханские мавзолеи.
Так и должно быть, ведь Казань - очень многослойный культурный "пирог": военная крепость, торговый центр, губернская столица и университетский город. И еще географическая точка, которой принято обозначать сразу две границы: здесь остановилось движение исламской культуры на северо-запад и распространение псковско-новгородской архитектурной традиции на восток. Казанский кремль не просто уникальный памятник русской, татарской и итальянской архитектуры, он - действующая метафора исторической многослойности и мирного сосуществования культур.
Резиденция президента республики - Губернаторский дом с императорской квартирой - находится в северной части кремля. Именно здесь в XI веке была заложена булгарская крепость, с которой начался город. И именно здесь с древних времен преемственно селилась власть. Губернаторский дом построен в 1843-1853 годах архитектором Константином Тоном.
Это не единственный его опыт по вписыванию нового объема в эклектичное историческое окружение. Самое известное произведение Тона, парадного стилизатора и признанного мастера монументального классицизма, - Большой Кремлевский дворец в Москве. В Казани новое официальное здание замкнуло исторический ансамбль, включающий белокаменный Благовещенский собор шестнадцатого века и ханскую башню Сююмбеки.
У Губернаторского дома симметричная композиция покоев, с двумя парадными входами: один - в губернскую канцелярию, другой - в императорскую квартиру (устроенную во дворце на случай высочайшего посещения).
Его центральная часть акцентирована щипцовыми завершениями, повторяющими завершения Благовещенского собора. Монументальность и некоторая помпезность здания приглушены: Тон "облегчил" объем за счет цветового решения и больших оконных проемов. Из-за этого, а также благодаря удачному расположению, Губернаторский дом не спорит с древним окружением.
К сожалению, в советское время памятник пострадал от произвола новых хозяев: первоначальная планировка здания, в котором размещался Верховный cовет республики, была изменена. Во время одного из ремонтов безжалостно уничтожили настенные росписи, а цоколь фасадов, который был задуман белокаменным, покрыли мраморными плитами...
В прошлом году Губернаторский дом наконец отреставрировали, и, несмотря на рекордные сроки, провели реставрацию крайне деликатно. Не пострадал дом и от необходимости привести его в соответствие со стандартами безопасности и комфорта для резиденции важного государственного лица. Мастера, которым доверили объект государственной важности, постарались как можно детальнее воспроизвести первоначальный архитектурный замысел, при этом безнадежно утраченное они возрождать не стали, превыше всего поставив принцип "не навреди". Зданию вернули анфиладную планировку, по чертежам и рисункам Тона восстановили общий вид фасада и окон, точно повторяющих окна Большого Кремлевского дворца. Отреставрировали и белокаменный цоколь - важный элемент, поддерживающий соседство с собором.