Кристиан Плодерер

Светильники дизайнера Кристиана Плодерера: традиционные формы и современные технологические решения

Дата публикации 01.07.2001

Текст: Диляра Мурадова

Журнал: N2 (58) 2002

Дизайн света можно сравнить разве что с компьютерной индустрией. В обеих областях технологии меняются быстрее, чем формы. Да и какой толк от модной "оболочки", если "начинка" не учитывает новейших разработок и изобретений? Кредо австрийского дизайнера света Кристиана Плодерера - постоянное движение вперед, главная отличительная особенность его моделей - соответствие формы и содержания. Многие дизайнеры вначале заканчивают обучение, а потом уже приступают к разработке собственных проектов. У Кристиана все получилось иначе. Поступив на факультет индустриального дизайна в Университет прикладных искусств, Плодерер почти одновременно организовал собственное дизайн-бюро, дополняя лекции Ганса Холлайна, Марио Беллини, Алессандро Мендини и Германа Греца практическими занятиями. Учиться пришлось немного дольше, зато к моменту окончания университета Кристиан Плодерер умел делать все. И не только в теории. Мебель, аксессуары, светильники, посуду и даже мобильные телефоны. К этому времени успела выкристаллизоваться специализация в области света, которая постепенно вытеснила все остальные проекты. Модели Плодерера настолько просты, что кому-то могут показаться банальными: ни чувственности, ни ярких спецэффектов, ни модного сейчас экстремизма... И все же их нельзя назвать излишне правильными и уж тем более скучными. Строгость и чистоту линий оживляют "эмоциональные" детали и свойственный Плодереру своеобразный дизайнерский юмор. "Я люблю в дизайне "чистоту" и даже пуризм. Но в деталях предпочитаю быть эмоциональным и "человечным". Пуризма самого по себе недостаточно", - так Кристиан определяет свою философию. Он, например, может срезать один из углов идеально правильного куба, чтобы вмонтировать в него светящийся зеленый или синий глаз (модель Alea, Vest Leuchten). Или, покрасив внутреннюю поверхность обычных металлических светильников яркими красками, наслаждаться реакцией зрителей, недоумевающих, почему цветные лампочки дают белый свет (модель Ral, Vest Leuchten). Обладая прекрасным чувством света, дизайнер сталкивает традиционные формы и современные технологические решения, таким образом заставляя их неожиданно и динамично взаимодействовать. Так, при оформлении бутиков австрийского кутюрье Хельмута Ланга он применяет давно вышедшие из моды и снятые с массового производства лампы, но при этом собирает их в ультрасовременных "люках". А проектируя "световой интерьер" здания Osterreichische Lotterien, располагает источник света отдельно от вполне обычного хрустального подсвечника так, что хрусталь сияет отраженным светом. "Нельзя делать только то, что требует от тебя рынок, следовать общим тенденциям. Главное - идти дальше и дальше", - говорит дизайнер. И, бросая вызов моде (или, наоборот, опережая ее?), создает коллекцию галогенных светильников (Vest Leuchten), когда те еще не утвердились на рынке, или возвращается к "очень простым и элегантным" обычным лампам (PRANDINA), пока другие продолжают делать ставку на галоген. Судя по списку клиентов Кристиана Плодерера, среди которых DEUTSCHE BANK, DO&CO, MERCEDES-WIESENTHAL, KLEM, PRANDINA, Vest Leuchten, WITTMANN, такой подход находит своих почитателей.