Крыша для Югенда
мансарда (81,1 м2) с большой террасой (75,7 м2) в старой Риге Андис Силис, Рейнис Лиепиньш Квартира-студия в пентхаусе, с большой террасой на крыше, реконструированная архитекторами Андисом Силисом и Рейнисом Лиепиньшем
Время и ценности, как известно, меняются. Пентхаус или комфортабельная квартира на верхнем этаже дома, когда-то пристанище студентов и художников, сегодня - едва ли не самое дорогое жилье в столичных городах. Gentification или аристократизация - процесс, при котором Старая Рига обретает новых жильцов взамен тех, которые еще совсем недавно мусорили в подъездах. Теперь это новые латыши и русские, англичане и итальянцы. Подобную стадию развития не миновала ни одна столица Европы, особенно ВосточнойВ числе главных достоинств столицы Латвии всегда вспоминаются средневековая Старая Рига и богатое наследие ар-нуво или югендстиля. Здания-представители последнего разбросаны практически по всему городу, в том числе и в его старейшей части, откуда в прошлом столетии начался яркий, но короткий триумф нового стиля. Приблизительно в то же время в Старой Риге был построен дом, о котором пойдет речь дальше. Именно для него уже в наше время рижскими архитекторами была создана "крыша". С ортодоксальной позиции хранителей культурного наследия доходный дом с темным чердачным помещением таким и должен оставаться. Однако лучше сохраняются те здания, функции которых видоизменяются.
Кроме реставрации всего верхнего этажа архитекторам была поставлена задача создать квартиру-студию, центром которой стала бы большая терраса на крыше. Для удобства входа было построено небольшое помещение, издалека напоминающее капитанский мостик. Террасу обрамляет отреставрированная балюстрада, сто лет тому назад служившая парапетом. В целом и терраса, и капитанский мостик напоминают корабельную архитектуру (хотя бы окнами-иллюминаторами).
Архитекторы не копируют югендстиль, но точкой соприкосновения со стариной служит их любовь к различным материалам и умение их объединять. Здесь гармонично уживается грубоватая фактура оштукатуренных плоскостей с деликатными триглифами антаблемента, созданного в дереве как цитаты из ордерной архитектуры.
Небольшой по объему основной этаж замкнут по сравнению с верхней террасой и павильоном на крыше. Центральная и главная комната расположилась вдоль длинной глухой стены. Все внимание сконцентрировано на большом окне в торце помещения, имеющего выход на "французский" балкон. Фокусные точки комнаты - камин и кухонная ниша, находящиеся в ее середине. Полумрак в глубине компенсируется оригинальными легкими потолочными светильниками.
Рядом с гостиной расположены и даже визуально соединены большими внутренними окнами ванная комната, оборудованная джакуззи, и сауна. Богатое убранство помещения логически завершает оригинальная настенная роспись. Контраст между атмосферой римских терм и типичной рижской мансардой в Старом городе несомненен. Парадоксально, но интерьер получился удивительно гармоничным. Силуэт нового объема напоминает стеклянные шапки световых колодцев начала века. Он органично вписался в запутанность форм крыш старого города. В симбиозе югенда и современности проигравших не оказалось.