Квартира не в центре
московская квартира общей площадью 103,8 м2 Владимир Косенко
Незаметно для непредвзятого взгляда, в Москве происходит довольно знаменательный процесс. Еще совсем недавно престижность апартаментов определялась (наряду с количеством квадратных метров) близостью к Центру - по принципу "чем ближе - тем лучше". Желание жить по соседству с Кремлем обуревало практически всех, кто мог себе позволить подобную роскошь
Честно говоря, для европейца, дорожащего своим здоровьем, такое стремление равносильно медленному самоубийству: загазованность центральных улиц столицы, отсутствие минимальных зеленых пространств, свободных от автостоянок, гул и шум, характерный для центральных районов - все это реальность, на которую добровольно обрекали и обрекают себя многие наши сограждане.
Можно отгородиться от сомнительной экологии самой современной системой кондиционирования, а на окружающий мир взирать сквозь жалюзи или несмело приоткрытые шторы. Факт постепенного "смещения" жилищных интересов состоятельных москвичей в сторону ранее презиравшихся "спальных районов" становится реальностью. Определенный смысл в этом есть - недаром практичные лондонцы, каждый день наполняющие знаменитый Сити, торопятся покинуть его по окончании рабочего дня, сменив деловой центр на что-нибудь более человеческое.
В Москве намечающийся интерес к отдаленным от "пределов Садового кольца" районам имеет и еще одну причину: в последние годы там возводились дома так называемой "улучшенной планировки", которая действительно отличается от массового панельного строительства в лучшую сторону. Это значит, что даже самый индивидуальный проект интерьера способен обойтись без тотального сноса всех стен и прокладки совершенно новых систем жизнеобеспечения - водоснабжения и канализации. Может ли в подобном случае идти речь об авторском проектировании? Работа, проделанная архитектором Владимиром Косенко, дает на этот вопрос вполне положительный ответ.
Планировка квартиры, находящейся в живописном районе Крылатское, заказчика в целом устраивала - в ней было заложено четкое зонирование, функциональные связи не вызывали сомнений, изначально предусматривался гостевой санузел и вообще все было "практически здорово".
Не хватало одного - такой необходимой и желанной индивидуальности, "изюминки", найти которую и помог авторский проект.
В общей (или гостевой) зоне "изюминкой" стало оригинальное решение неразрывной пары помещений - гостиной и кухни. Конструкция стен позволяла пойти по ставшему уже стандартным пути объединения их в общее пространство. Заодно можно было включить в него и прихожую - огромные просторы в полсотни квадратных метров тоже нередко встречаются в проектах московских архитекторов. Избранный в результате путь примирил две казалось бы несопоставимые идеи - объединенного пространства и функционального его разделения при помощи перегородок. Просто перегородки, тактично изменив свою форму, стали стеклянными. "Но ведь это чисто офисное решение!" - можно услышать законное возражение. Принцип решения - возможно, но не его реальное воплощение.
Перегородки между холлом и гостиной, гостиной и кухней, благодаря удачной прорисовке, выглядят очень "по-домашнему". В первом случае это выгнутая поверхность с логичным делением на глухую и остекленную части: за сплошным "основанием" со стороны комнаты уютно пристроились кресла с журнальным столиком (и нет ощущения, что сидишь у всех на виду), а стеклянная часть буквально от входа открывает квартиру просторам Крылатского, соответствуя расположенной напротив большой лоджии. Продолжением темы служит аналогичная по конструктивному решению перегородка между гостиной и кухней. Небольшое изменение первоначальной конфигурации стены привело к планировочному объединению этих помещений, но их автономность сохранилась. А упоминавшийся изгиб одной из новых стен четко обозначил приоритет гостиной. В целом эта часть квартиры оставляет ощущение прозрачности и легкости, смелой открытости во внешний мир, благо пейзаж за окном настроения не портит и раздражения не вызывает.
Свой "изюм" был заложен и при проектировании спальной зоны. До вмешательства архитектора существующий проем в капитальной стене беззастенчиво открывал взору интимную жизнь квартиры - даже в удачных типовых проектах есть свои изъяны. Да и вообще этот планировочный узел страдал отсутствием четкости. В результате местной перепланировки спальная зона получила свой явно выраженный центр - небольшой восьмиугольный холл, в который открываются двери спальни, детской и ванной. "Украденные углы" не сильно уменьшили площадь комнат, а проблема определенной затесненности получившейся "общей зоны" была решена с помощью зеркального потолка - что называется "не вширь, так ввысь".
Вся квартира выдержана в очень спокойной теплой гамме - без цветовых всплесков. Она стала идеальным фоном для эффектной игры света, которому архитектор придавал большое значение.
В спальне и детской уютный микроклимат создают оригинальные льняные светильники - тихие "воздушные змеи", парящие под потолком. Верхний свет в гостиной построен на сочетании галогенных светильников, подвешенных на изогнутой штанге, и дополнительной подсветки в виде точечных светильников, собранных в круг.
Линия света в прихожей отвечает изгибу стеклянной перегородки. Вся система освещения гостиной и прилегающей зоны создает легкую игру теней, превращая эту часть квартиры в подобие веранды загородного дома. А картина за окном добавляет реальности этому образу. Ну чем не аргумент в пользу "спальных районов", - разве возможно подобное в Центре!
К безусловным удачам проекта можно отнести максимально полное использование плюсов заданной планировки. Авторские находки логично и точно вписались в ее структуру, создавая образ, отвечающий традиционным представлениям заказчика о теплом домашнем интерьере. И сделано это тактично, без всякого намека на диктат.