Квартира восходящего солнца

квартира общей площадью 117,6 м2 Людмила Горюнкова

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Михаил Степанов

Текст: Анатолий Можаров

Автор проекта: Людмила Горюнкова

Журнал: N5 (28) 1999

История европейского увлечения экзотическими дальневосточными культурами восходит всего-навсего к середине двадцатого века, ко времени написания Гессе "Паломничества на Восток" и "Игры в бисер". Потому в наши дни стилизация интерьера под "аскетичный восток" (подчеркнутая графичность ортогоналей, нарочитый лаконизм форм и линий) не может не встретить поклонников Всякий раз, начиная описание свежесозданных интерьеров, мы противопоставляем исходную и окончательную планировку, не уставая восторгаться последней и высокомерно "пиная" первую. Но далеко не всегда решить задачу реконструкции удается сносом перегородок и перфорацией несущих стен. Например, в данном случае изначальная планировка и поставленная заказчиком задача практически исключили подобный путь. Архитектор Людмила Горюнкова почти сразу решила обратиться к теме Востока. В связи с чем было задумано изменить планировку большой комнаты - задать ей новые оси симметрии. Ломаные коридоры при этом выпрямлялись, исчезали закоулки, и путанная геометрия квартиры приобретала ясные, лаконичные черты. Ну а теперь углубимся в получившуюся - отныне шестикомнатную - квартиру в монолитном бетонном доме. Думается, многих, кому выпадет переступить ее порог, шокирует вызывающая пустота прихожей. Однако, во-первых, нужно иметь в виду, что интерьер только-только начал обживаться. А во-вторых (и это главное!), современный и, в то же время, восточный интерьер должен быть предельно лаконичным в декоре. Разве что шкаф для одежды и гостевой туалет, услужливо встречающий посетителей почти у самого входа, самим своим наличием несколько разрядят напряженность гостей, скованных стерильностью дизайна. Зеркала, привычные в передней, дизайнер приберег для следующего помещения. Это самая большая комната квартиры, совмещающая в себе функции столовой и гостиной. Но, войдя в ее убранство, зеркала в то же время остались декоративным элементом словно бы продолжающегося коридора. Зеркал много - девять штук, хотя размером они невелики. Обратите внимание на зеркало, наиболее полно представляющее один из очевидных "иероглифов" интерьера - квадрат. Функционально обоснованные "крылья" (любители собак, возможно, увидят в них "уши") у тумбочки под зеркалами оказываются первой и самой заметной овальной "оттяжкой" в этом ортогональном пространстве. Справа и слева от зеркально-тумбочной композиции расположены порталы (в одном случае несколько под углом к стене). В их "аттиках" вырезаны по три квадратных ниши - все те же ассоциативные "иероглифы", почти не переводимые на язык логики. Напомню, что для идущего по прихожей порталы - всего лишь условные "разделители" длинного прямого коридора. Тот же, кто миновал переднюю, ощущает их как гостеприимный жест, приглашающий в большую комнату, предназначенную для повседневной жизни и тусовок. Нежные пастельные цвета большой комнаты, тщательно подобранные по тону, - это цвета всей квартиры (за исключением разве что детской). Хотелось бы обратить ваше внимание на пятна чистого черного: сиденья кресел, вращающаяся стойка с телевизором и "черный квадрат" в столешнице журнального столика - объемный римейк из гения супрематизма. Впрочем, эти объекты и сами заставят на себя взглянуть, поскольку в первый момент производят впечатление чего-то инородного в общей декоративной ситуации. Интересно, что скоро к ним привыкаешь, и они начинают восприниматься как необходимый элемент интерьера. Я задавал себе вопрос: почему так? Возможно, восприятие исподволь уже было подготовлено черной окантовкой входной двери, темными, почти черными, кафельными вставками в паркетном полу и черными же плинтусами гостиной? Или, может быть, дело в том, что основные цвета, лежащие в основании мироздания, - это черный (женское начало) и белый (мужское начало)? По крайней мере, так утверждают восточные философы. А венчает комнату праздничная, почти новогодняя гирлянда светильников разной формы (естественно, с открытой арматурой - это же гирлянда!). Она усиливает впечатление зеркальной симметрии помещения относительно центральной продольной оси. В рамках этой симметрии оказываются вполне уместными и два "кармана" - комнаты справа и слева от гостиной. Одна из них - кухня, решенная в общей цвето-тональной гамме квартиры и традиционном наборе деталей: теплый каменный пол, окантованный тем же камнем портал, двухуровневый потолок со встроенными точечными светильниками и солирующей лампой, мебельный гарнитур с набором оригинальных складных стульев, в декоративных спинках которых восточная символика уже вызывающе откровенна. Напротив кухни находится комната-альков. Татами на подиуме, заполняющее ее целиком, было в списке непременных требований заказчика. Надо полагать, это излюбленное место вечерней сиесты хозяев и ночного отдыха для припозднившихся гостей. Оригинальные настенные светильники-"воздушные змеи", подушки, подушечки-"морские звезды" и традиционный для Востока валик создают здесь легкую, непринужденную атмосферу. Кульминационным узлом, объединяющим все три комнаты, несомненно, является телестойка-трюмо. Она помещена таким образом, что при соответствующем ее повороте телевизор можно смотреть либо из кресел, либо из-за кухонного стола, либо возлежа на татами. А при необходимости разграничить помещения призваны раздвижные двери. В кухне дверь деревянная, альков отгораживается с помощью полупрозрачной стеклянной двери-ширмы (снова тема Востока). В "нерабочем" состоянии дверь-ширма прячет за собой модульный стеллаж (или его часть) с зарождающейся коллекцией стекла. Сравнивая начальную и окончательную планировку, вы увидите, что стеллаж возведен почти посредине большой комнаты. Как ни странно, это практически не сказалось на ее пространственных характеристиках. Зато позволило выделить уголок для татами и рационально изменить положение хозяйского санузла. Двери и стеллаж в большой комнате оказываются теми парадоксальными деталями, которые, нарушая симметрию, подчеркивают ее. Возвращаясь к коридору и продолжая движение по продольной его оси, мы попадем в интимную зону квартиры. В ней хозяйская спальня соседствует с детской, санузлом и гардеробной. Ориентальные доминанты здесь не столь откровенны, хотя обнаруживаются во всех помещениях. В спальне минимализм деталей зрительно компенсируется частым вертикальным рисунком обоев и складок штор. Вторая дверь спальни некогда вела на балкон. Теперь он превратился в кабинет-фонарь, решенный в общей для всей квартиры цветовой гамме. Покидая эту квартиру, я думал о том, сколь удачным может стать синтез нового и старого, европейского и восточного. Когда разностилевые элементы не просо собраны в кучу, а несут общую идею единения восточного лаконизма и современных фантазий из области хай-тека.