Лекарство от хронического недостроя

загородный коттедж Станислав Кулиш, Вадим Липатов

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Василий Лифанов

Автор проекта: Станислав Кулиш
Вадим Липатов
Максим Разгулов

Журнал: N6 (16) 1997

Доктор, ну как Он там? Каков диагноз? - Пациент в тяжелом состоянии. Диагноз - хронический НЕДОСТРОЙ. Скажите, а есть надежда, что с Ним можно будет жить полноценной загородной жизнью? Естественно, потом. - Я думаю, да. Мы делаем все возможное. Что именно? - Понимаете, НЕДОСТРОЙ имеет множество различных форм. Есть патологии явные, когда на участке торчит брошенная коробка - фундамент, стены, крыша, - и сквозь зияющие оконные проемы летают стаи ворон. А еще есть формы скрытые, которые не менее опасны. Чтобы вам было понятней - пожалуйста, пример. Предположим, у вас все отлично, все как у людей. Живете солидно и основательно: большой участок, рыжий кирпич, три этажа - в общем, имеете не дом, а замок. Но забудем на время эстетику, обратим внимание на другое. У домов часто бывают "тайные болезни". Например, если на стенах видны мокрые потеки от "неправильных" водостоков, то спустя сезон от фасада начинают отваливаться здоровенные куски штукатурки. По весне в иных подвалах хлюпает водичка, дом может плохо "держать" тепло, у него обнаруживается неудобная планировка и т. д. Это тоже НЕДОСТРОЙ, только в неявном виде. И его тоже надо лечить. К сожалению, на российском рынке частного строительства НЕДОСТРОЙ стал самым распространенным явлением. Если говорить о Подмосковье, то количество инфицированных этим заболеванием объектов просто огромно. И ваш любимый дом тоже не избежал этой участи. Однако не хмурьтесь, все не так плохо. С недавних пор мы начали применять собственные методики лечения "хронических больных". Результатами довольны. Был вот у нас недавно интересный случай, кстати, очень похожий на ваш. Если хотите - расскажу, у меня еще есть время. ПРОЛОГ - Проходите, присаживайтесь. На что жалуемся? Хозяйка - решительная, деловая женщина - обратилась к профессионалам по рекомендации знакомых. Единственная просьба - спасти дом и, если возможно, соорудить на старом основании стильный современный интерьер. Естественно, ей пришлось по новой довериться специалистам. В процессе реконструкции 70% сказанного архитекторами принимала на веру, поскольку с трудом могла вообразить среди строительной толчеи, как все будет выглядеть. Зато потом, когда новые контуры дома стали явственно вырисовываться, воочию убедилась в правильности своего выбора, ибо архитекторам вполне удалось и отразить в интерьере ее жизнерадостный характер. Дело в том, что хозяйка дома - "человек общественный", имеющий множество друзей и получающий от встреч с ними истинное удовольствие. Соответственно в новом доме места должно хватать всем, и всем должно быть уютно. Из этого условия проистекают многие особенности планировки. С другой стороны, интерьер учитывает и то, что Хозяйка по натуре - очень живая и многогранная личность. Эмоциональная, как море, причем южное. Этот факт по-своему отразился в организации внутреннего пространства дома, в колористических решениях, а также подборе предметов обстановки. - И тебя вылечат, и меня вылечат... Нас всех вылечат! В результате Хозяйка очень довольна новым интерьером и утверждает, что именно в такой обстановке чувствует себя спокойно. Мало того, дом в некоторой степени помог ей определиться со своими стилистическими привязанностями, теперь она может самостоятельно насыщать пространство новыми предметами. Причем, по ее же наблюдениям, здесь "приживаются" только стильные вещи. А многие друзья говорят: "Знаешь, это действительно ТВОЙ дом. Если бы он был другим - лучше, чтобы его вообще не было!" ЧТО БЫЛО ДО... Когда архитекторы в первый раз зашли в дом, они увидели, что прямо посередине холла первого этажа, отделяя зону кухни от общественной зоны, высится стена с раздаточным (!) окошечком. Как в общепитовской столовке. Конструкция выглядела настолько возмутительно, что профессионалы переглянулись и, не сговариваясь, стали ее крушить первой попавшейся кувалдой. Этой акцией было положено начало реконструкции. В первоначальном виде дом напоминал изнутри панельную пятиэтажку в разрезе: в центре - световой колодец, сбоку - лестничные марши стандартной ширины (90 см), успешно формирующие у поднимающегося по ним человека ощущение подъезда. На этажах, справа и слева от лестничного пролета, - типовые клетушки-комнаты. Прихожая в доме была рассчитана на одну персону. Представьте себя стоящим на одной ноге и снимающим ботинок в крохотном помещении, откуда на расстоянии примерно шаг от входной двери одна лестница ведет в подвал, другая - наверх, рядом располагается узкий проход в общественную зону первого этажа и тут же - выход из гаража и вход в гардеробную! А теперь представьте, что заходят еще двое... Останется либо встать на ступеньку, либо с грохотом упасть вниз, либо раздеться в гостиной. Вход в подвал со стороны улицы представлял собой обычную дверь, не снабженную защитным тамбуром. Соответственно после каждого мало-мальски сильного дождя или по весне, когда тает снег, дом "всплывал". Также в здании кем-то была сооружена комната-"звуковой колодец". Она выглядела как узкое высокое помещение с маячившим под потолком оконцем, до которого невозможно было дотянуться. Комната эта имела оглушительную акустику. С инженерными коммуникациями вышла отдельная история. Как выяснилось, расслабившиеся строители чем-то законопатили вентиляционные трубы в туалетах на верхних этажах. И при первой попытке опробовать сантехнические удобства дом пришлось экстренно покинуть, ибо вентиляционные стояки не вытягивали запахи и зловонные миазмы тяжело расползались по комнатам. Плюс к этому постройка, несмотря на свои кирпичные стены, получилась "холодной". В первую очередь из-за чугунных систем отопления. Кому-то удалось убедить Хозяйку в абсолютной уникальности чугунных батарей. Дескать, они - лучшие в мире: не текут, пышут жаром и пр. На деле оказалось, что они, напротив, постоянно текут и не греют. Кроме того, батареи отличались огромными размерами и безобразными внешними данными. Верхом же инженерной мысли явилась дальняя рабочая комната, которую ровно посередине на высоте 50 см от уровня пола пересекала труба отопления диаметром 10 см. Что называется - "иди и смотри!". Под ноги желательно. ..ЧТО СТАЛО ПОСЛЕ - Потерпи, родной! В ходе работ архитекторам пришлось отчасти "втискиваться" в уже установленные рамки, потому что глобальную перепланировку дома сделать не представлялось возможным. Тем не менее они постарались подойти к реконструкции максимально творчески и, героически исправляя различные ляпы, казусы и недоделки, смогли придать объекту стильный блеск завершенности и оригинальности. Сначала расскажем об "исправительном цикле". Общий объем прихожей пришлось наращивать за счет тамбурной пристройки. Причем расстояние от входной двери до калитки специально выверялось с позиций эргономики (т. е. сколько шагов нудно сделать, чтобы ладонь правой руки удобно легла на ручку входной двери). Вход в подвал защитили тамбуром. Его внешняя стена выполнена в виде кладки из стеклоблоков, образующих по контрасту с гранитным поясом дома и штукатуркой интересное цвето-фактурное сочетание. На "повадки" комнаты-"звукового колодца" реконструкторы отреагировали так: вежливо выслушав многократное гулкое эхо, они решили разделить помещение на два уровня, устроив антресоль. Получилась компактная гостевая. Наверху - "светелка", где стоит кровать, внизу - телевизор, кресла, зелень. На окнах - "морская" синева штор, а надо всем этим - дающее иллюзию высоты голубое зеркало натяжного потолка. Полностью проблему вентиляции верхних этажей исправить так и не удалось - иначе пришлось бы ломать несущие стены. Чугунные радиаторы стали всячески прятать. Трубу "иди и смотри" элегантно обыграли, построив подиум, на котором располагается сейчас спальное место. - Тампон... Зажим... Ну а теперь - об изменениях.