Леонардо в интерьере
интерьер московской квартиры Светлана Гулина, Владимир Яковлев
Этот интерьер создавался более двух лет. А кажется, что сложился за одно мгновение. Его изящная классическая планировка отсылает нас к творениям Палладио. По лёгкости и какой-то непередаваемой живости интерьер напоминает акварельный этюд. Здесь совершенно
невозможно отделить архитектуру от декора, поэтому мы задали наши вопросы обоим творцам интерьера: архитектору Светлане Гулиной и декоратору Владимиру ЯковлевуCветлана, как создавался этот интерьер? Что было сначала - планировка или идея?
Светлана Гулина: Обычно архитекторы не делают подобных признаний, но здесь реминисценции настолько явны, что не сказать о них нельзя. На меня оказал влияние интерьер ресторана "Антонио". Эти движущиеся полотна Леонардо да Винчи меня так потрясли, что я планировала когда-нибудь сама использовать фрагменты его картин в интерьере. Надо сказать, что далеко не каждый заказчик пойдёт на такое. Но в этом отношении нам повезло, хозяева этой квартиры оказались людьми очень тонкими, интеллигентными, образованными. Работать с ними было удовольствием, у нас установилось такое творческое взаимопонимание, о котором можно только мечтать. Поэтому когда я предложила применить этот дизайнерский ход, меня поддержали. Входишь в квартиру, первым делом включаешь подсветку небольшой части прихожей, и тут же на другом конце коридора высвечивается картина - копия фрески Леонардо да Винчи с изображением головы Святой Анны. Это даёт такой мощный эмоциональный эффект, что на словах его даже передать сложно.
SАLON: Что находится за фреской? Кажется, в ней прорезана дверь?
С.Г.: Да, здесь есть дверь. И в этом - элемент сюрреализма, потому что дверь без наличника. Это как "Венера" Сальвадора Дали, вся состоящая из ящичков. Гости замечают дверь далеко не сразу: она едва обозначена, её выдаёт только ручка. По плану за дверью - гардеробная. Я считаю, что делать дверь в гардеробную шикарной - абсолютно неправильно, гардеробная не то помещение, в которое должна вести парадная дверь. А здесь получилось, что мы и парадность холла не потеряли, и дверь в гардеробную как бы размыли, растворили.
S: Как здесь появились колонны?
С.Г.: От необходимости как-то организовать это коридорное пространство. Посудите сами, что было бы без колонн: длинный коридор, на одном конце - дверь в гардеробную, на другом - входная и ещё двери в гостиную, спальню, санузел, кухню, детскую. А сейчас вы видите только красивый холл с колоннами, которые, по сути, маскируют входы в другие помещения. Я применила планировку по типу деления нефа на секции. Пришлось, конечно, и арки использовать, чтобы архитектура выглядела логичной, лёгкой. Получилось изящное пространство. Обычно при такой высоте помещения колонны с арками не выстраивают, чтобы не возникало ощущения давящего потолка. Но здесь получилось хорошо. Мы зрительно приподняли потолок центральной части, сделали его овальным, подчеркнули этот овал его проекцией на полу. Сразу появилась красивая вертикаль, оптически увеличилась высота. Да ещё и необычные колонны.
Владимир Яковлев: Колонны наши выглядят так, будто мы оставили от них одну арматуру, они совершенно голые, пустые внутри. Это такой конструктивистский приём: обнажить каркас и сделать его главным украшением. Но наши колонны, хоть и сделаны из брутального чернёного металла, получились всё-таки женственными. Мы увенчали их изящными золочёными капителями. Лёгкость придаёт также свет, разливающийся по колоннам. Светильники спрятаны в потолке над капителями, благодаря этому освещению создаётся эффект парения потолка. То есть колонны у нас предмет абсолютно функциональный. Ну и декоративный, конечно, тоже. Весь интерьер построен на игре контрастов и противоречиях: чёрная графика металла и нежная фресковая живопись, объёмный массивный потолок и тонкий дизайн ажурных люстр, простые по фактуре светлые стены и сложные золочёные элементы.
S: Что об этом думает хозяйка?
С.Г.: Она радуется. Я уже говорила, что эти люди - интеллектуалы, поэтому и квартира получилась такая тонкая и выдержанная по стилю.
Для этого интерьера мы всё подбирали совместно: от мебели и светильников до самых мелких предметов декора. Вы, наверное, заметили, что почти все светильники и мебель в гостиной сделаны в одном ключе. Это наша любимая марка - MAROESKA METZ. Несколько лет назад мы первыми из российских архитекторов привезли её в Москву и стали предлагать своим заказчикам.
Дизайнер Марушка - умница, у неё такие вещи потрясающие, тонкие, художественные, эмоциональные. Их ни с чем не спутаешь. Теперь MAROESKA METZ уже есть в нескольких салонах Москвы. MAROESKA METZ для нас не просто красивые модели. Это наше вдохновение. Возьмите колонны: мы их проектировали сами, но под "Марушку".
S: То есть гостиная - это, по большому счёту, интерьер для нескольких вещей MAROESKA METZ?
В.Я.: Это интерьер для людей, которые разделили с нами любовь к вещам этой марки. С точки зрения архитектуры не последнюю роль здесь играет кессонированный потолок. С точки зрения декора главный здесь диван "Джоконда".
Он хорош уже сам по себе, как дизайнерский объект, как скульптура. Люстра и бра с изготовленными из меди виноградными листьями, лёгкая этажерка, изящный столик - все эти вещи очень элегантные, очень итальянские по своему духу. Не зря ведь диван называется "Джоконда", это тоже обращение к Леонардо. Мы подобрали для стен нежный ванильный тон, который перекликается с цветом кухонного гарнитура (его видно из гостиной). Мне кажется, зимой, когда в Москве начнут лютовать морозы, в квартире будет очень уютно. Уютно и легко.
Светлана Гулина:
"Нам повезло: заказчики оказались людьми очень тонкими, интеллигентными, образованными. Работать с ними было удовольствием. Когда я предложила применить нестандартный дизайнерский ход - сделать центром композиции копию с фрески Леонардо, - заказчики меня поддержали.".