Лицом к природе
Год от года мастерская Нины Прудниковой продолжает изыскания в области загородной архитектуры. Вот и этот дом в Подмосковье — ещё один пример концептуального подхода к формообразованию и уважительного отношения к природе.
Рассказ о последнем проекте мастерской архитектор Пётр Юшин начал с того, что в отечественной архитектуре, по его мнению, катастрофически не хватает чёрного. Люди боятся тёмных цветов, предпочитая светлые тона. И совершенно напрасно. «Все думают, раз у нас полгода зима, то скрасить ситуацию помогут светлые или яркие оттенки, — рассуждает архитектор,— но тёмные цвета проявляются как раз на контрасте. Чёрные, графитовые фасады особенно выразительны на фоне зелени или белого снега, они смотрятся ярче, колоритнее и в то же время не нарушают баланс, поскольку сами являются частью природной, естественной гаммы. Надо отдать должное заказчику: он не побоялся пойти на эксперимент. Он пришёл к нам целенаправленно: видел наши работы и понимал в какой-то степени, что получит в итоге. Тем не менее мы предложили ему более смелое решение, чем он, возможно, ожидал. Заказчик полностью поддержал наше идею с тёмными фасадами и чёрными акцентами в интерьере. Это редкая удача встретить единомышленника в лице хозяина дома, и за это мы ему очень признательны».
Получив добро, архитекторы с энтузиазмом взялись за проектирование объёма и создание жилой среды. Нужно отметить, что основная концепция «Архитектурной мастерской Нины Прудниковой» — распластанный, деликатно вписанный в окружающий ландшафт дом — и в этом случае получила своё развитие. Здание вольготно раскинулось на обширной территории. Достаточная площадь — важная составляющая проекта, и этим условием участок обладал в полной мере. В то же время сложный рельеф с перепадами уровней повлиял на появление разноуровневых площадок, а П-образная форма постройки создала внутренний двор, закрытый от посторонних глаз. «Дом сформирован на уступах и имеет два уровня, — продолжает Пётр. — Длинный одноэтажный корпус спускается небольшим каскадом по участку. На самой верхней точке находятся основные общественные помещения. Это зимний сад, гостиная, столовая, кухня, бассейн с зоной спа, спортзал. Все помещения ориентированы окнами в сад и имеют выходы на открытые террасы. На уровне первого этажа, со стороны улицы, также располагается парадный въезд и вход в дом. С верхнего яруса можно спуститься в цокольный этаж, где организован развлекательный блок, состоящий из бильярдной, винотеки и кинотеатра. Небольшая часть объёма имеет второй этаж с приватными помещениями: спальнями, ванными и гардеробными. Поскольку второй этаж довольно компактный по площади, в целом здание воспринимается одноэтажным. Для нас это принципиальный момент. Дом, по нашему мнению, не должен конкурировать с окружающим ландшафтом, устремляться, подниматься вверх и спорить с природой. Наоборот, правильнее, если постройка врастает в рельеф, «срастается» с землёй. Ведь когда человек видит природу на уровне своих глаз, возникает ощущение слияния с ней, умиротворения, спокойствия. Собственно, это те эмоции, которые люди и ищут за городом, хотят испытывать, живя на природе».
Что касается интерьера, то архитекторы, как всегда, обратились к современной теме. Оформление внутреннего пространства лаконичное, сдержанное и построено на игре природных фактур, а приглушённые, спокойные тона создают мягкую, расслабленную атмосферу. В качестве акцентов использованы этнические артефакты, привезённые с разных концов света. Африканские, азиатские, европейские экзоты, среди которых старинные предметы быта, культа, вещи и утварь, купленные в антикварных магазинах и несущие в себе частицу иной культуры. Как замечает Пётр, предметы подобраны таким образом, что не носят явной привязки к какой-либо тематике или стилю. Они интернациональны по духу, не такие нарочитые, не напрягают своим присутствием, визуально даже сложно определить, из какой страны они родом. Но благодаря им интерьер стал богаче, разнообразнее, интереснее по восприятию.