Лино Сабаттини

Предприниматель, креативный человек, маэстро серебряных дел, Лино Сабаттини называет свои занятия "артдизайн", или "утилитарное", "полезное" искусство

Дата публикации 15.03.2004

Текст: Анжелина Вин

Журнал: N1 (79) 2004

Серебряная дизайнерская посуда относится к разным областям артистической деятельности: предметному дизайну, ремеслу и искусству. И не принадлежит ни к одной из них полностью. Предприниматель, креативный человек, маэстро серебряных дел, Лино Сабаттини называет свои занятия "артдизайн", или "утилитарное", "полезное" искусство. В начале своей карьеры Лино работал в мастерской близ озера Комо - местечке, где делали медную утварь. А в 1955 году переехал в Милан и основал лабораторию для экспериментов с серебром. Секрет в том, что вместо чистого серебра он всегда применял бронзовый сплав, покрытый слоем серебра методом гальванизации. Этот дешевый "пролетарский" материал превращался таким образом в аристократический. В Милане Лино Сабаттини встретился с Джо Понти, великим архитектором и дизайнером ХХ века, и уже в 1957 году Джо Понти организовал выставку его посуды в Париже. А с 1956 по 1963 год Лино работал артдиректором CHRISTOFLE ORFEVRERIE. В этот же период он проектировал посуду для ROSENTHAL, NAVA и ZANI&ZANI. Сабаттини был первым в Италии, кто стал делать серебряную посуду совсем не такой, какой человечество воспринимало ее на протяжении столетий: ренессансные изгибы, барочный декор, излишества рококо. Он открыл красоту в самых простых формах, освободив их от всего лишнего - "шелухи" вычурного декора. На Сабаттини очень сильно повлияли идеи гениальных дизайнеров "Баухауза". Кофейный и чайный сервизы Fenice и вазы Stele - всего лишь ясно очерченные линии и строгий геометрический силуэт. В 1964 году Сабаттини организовал предприятие Argenteria Sabattini в Бреньяно, известное сейчас на весь мир. Знаменательными вещами того периода стали соусник Estro (1977 г.), столовые приборы и сервизы Instrumenta (1978 г.), где проявилось влияние органического дизайна. В свои 78 лет Лино Сабаттини продолжает совершать открытия. Сейчас он придает гораздо большее значение пластике предмета и тактильным качествам, чем зрительному образу. "Раньше я учился у великих скандинавов Тапио Вирккала (Tapio Wirkkala) и Алвара Аaлто (Alvar Aalto), а теперь я обратил свой взор к Африке", - замечает мастер.