Логика тяготения
квартира общей площадью 140 м2 Артур Вануни, Леопольд Малашонок, Николай Захаров
Создателю нового интерьера не обязательно обращаться к уже существующей стилистике, к образам давно минувшей эпохи, составляющим, в известной степени, определенную культурную мифологию - и уже потому обладающим внутренним единством. От прошлого наши взоры обращаются к лежащей вне времени повседневности. Функционализм в самом широком смысле слова определяет искания в этом направлении. Использование самых разнообразных приемов и средств, апробированных практикой дизайна, формирует то, что, следуя расхожим представлениям, можно было бы назвать современным стилем
Оригинальные решения, интересные находки служат одной задаче - созданию комфортного, эстетически самобытного жилого пространства для конкретного человека. Интерьер Артура Вануни сначала открывается гостю маловыразительным краешком.
Из скромной прихожей вы сразу - это очень удобно для гостей и вообще считается весьма удачным решением - попадаете в небольшой холл с достаточно типичной итальянской мягкой мебелью, аудио- и видеотехникой. И только там выясняется, что гостевое пространство этим не ограничивается. Развернутая на сорок пять градусов квадратная кухня придает гостевому пространству динамичную выразительность. От смещенных углов, неожиданных ракурсов целому передается некое напряжение. Минуя кухонную зону, отделенную от гостиной изогнутой барной стойкой, гость проходит в столовую, оказавшись там - обнаруживает у самой двери в кабинет еще один укромный уголок...
Таким образом, интригующая планировка "ведет" гостя, затягивает его вглубь, не дает остановиться - словно невидимые силовые линии пронизывают интерьер.
Для тех же, кто здесь живет, интрига, понятное дело, утрачивает свежесть, отступает на задний план. Зато становится ясен функциональный замысел архитектора. С одной стороны, расположенные вокруг кухни зоны гостиной в достаточной мере обособлены друг от друга. С другой - пространство гостиной кажется размытым, лишенным привычной прямоугольности. Дугообразный элемент из стеклоблоков; закругляющаяся барная стойка; фиксирующая "центр вращения" колонна; наконец, откровенно развернутый относительно внешних стен квадрат кухни - все это разрушает банальный образ жилого пространства, разграниченного на прямоугольные ячейки, и формирует округлые контуры нового, более дружелюбного и в то же время более ценного с практической точки зрения проекта. И в самом деле, чему быть в центре современной квартиры, как не кухне?
Ведь именно сюда сходятся по утрам полусонные члены семьи, именно здесь они, по старинной московской привычке, собираются по вечерам. И именно отсюда отсчитывает свои ежедневные многокилометровые пробежки по квартире хозяйка. Эта центростремительно-центробежная логика и нашла свое выражение в самобытном архитектурном решении.
Если искать некий общий знаменатель у интерьеров, представленных в этом номере (равно как и у большинства современных российских интерьеров вообще), его можно было бы сформулировать примерно так: в большинстве работ прослеживается четкое деление жилого пространства на единую, со свободной планировкой, общую или гостевую зону - и более или менее традиционные, жестко разграниченные между собой комнаты в приватной части квартиры. Аналогичное решение мы встречаем у Артура Вануни и его сотрудников.
Расположение комнат в интимной зоне делает особенно актуальным вопрос о составе семьи, об отношениях между ее членами. В данном случае речь идет о семье из трех человек: муж, жена и сын-школьник.
Поэтому реализованная версия представляется вполне естественной - две симметрично расположенные двери ведут соответственно во вполне традиционно обставленную и декорированную родительскую спальню и в укомплектованную типовой модульной мебелью детскую. Необычным является другое: ванная комната находится между двумя спальнями, и в нее можно попасть как из одной, так и из другой комнаты. Иными словами, родительская спальня, ванная и детская образуют нечто вроде своеобразной анфилады.
Разумеется, это стало возможным не без посредства технических ухищрений - запертая дверь автоматически блокирует противоположную. Внутреннее убранство ванной также довольно оригинально: подвесной потолок с весьма экспрессивной пластикой, авторский комплект полочек при умывальнике, слегка приподнятый над общим уровнем квартиры пол, под который спрятаны коммуникации и обогревающие элементы. Но главное - свежая, плодотворная идея позволила решить одну из серьезных проблем, встающих перед любым архитектором при разработке планировки каждой новой жилой квартиры.
От гостиной ванная отделена дугообразной перегородкой из матово-синих стеклоблоков. Свет из ванной проникает в гостиную; за стеклом возникают едва заметные тени и силуэты. Создается ощущение, что интимная зона хотя и вытеснена за пределы динамичной и функциональной гостиной, все же присутствует на ее периферии.
Следует сказать, что в оформлении широко используются авторские работы: живописные полотна современных художников, обеденный стол, изготовленный по эскизам Артура Вануни известным итальянским дизайнером Франко Буччи. Специально сконструированы подставка для аудио- и видеотехники в холле, "бутылкодержатель" над барной стойкой. Декоративная "легкость" обстановки не может быть достигнута без штучных, hand-made предметов; оригинальная концепция интерьера требует уникальных вещей. Созданная для конкретных людей жизненная среда и в предметном мире должна нести черты индивидуальности.