Lucci & Orlandini
Классики итальянского дизайна рассказывают о стульях, лодках, кухнях и спортивных автомобилях
SALON: Вам приходилось разрабатывать вещи для самых разных потребителей. Как вам удается понять, что на самом деле им нужно?
Паоло Орландини: Фокус в том, чтобы увидеть вещь глазами потребителя. Не нужно создавать абстракцию, надо думать, где будет вещь стоять, кто будет ею пользоваться… Понимание приходит только с опытом, с годами проб и ошибок. Когда мы создавали кухню Skyline для SNAIDERO (изначально она задумывалась для людей с ограниченными возможностями), то не имели никакого представления о ее потребителях. И, чтобы понять их, мы на несколько месяцев поставили в мастерской инвалидное кресло. Всем, кто работал над этим проектом, пришлось провести в этом кресле изрядное время, чтобы увидеть задачу в нужном ракурсе. Но самым приятным для нас оказалось то, что из-за исключительной эргономичности и необычной формы эту кухню в итоге стали покупать самые разные люди.
S: Каково, на ваш взгляд, будущее кухонной мебели и мебели вообще?
Роберто Луччи: Мебель должна быть антропоцентричной. Минимализм предал идею человека как мерила всего - минималистские вещи намного теснее связаны со стенами дома, чем с живущими в нем людьми… Человеку комфортно среди мягких линий - SNAIDERO, к примеру, производит столешницы абсолютно любой (!) формы. Думаю, что стандартное производство и модульность уйдут в прошлое.
S: Сфера ваших дизайнерских интересов не ограничивается мебелью - насколько мне известно, в вашем активе есть даже парусная лодка.
П.О.: Хождение под парусом - мое давнее хобби: я спроектировал несколько многокорпусных лодок, а также разработал двенадцатиметровую лодку Artemide для команды, спонсором которой выступала одноименная фабрика света, - так мое увлечение инспирировало создание продукта, не имеющего отношения к мебели.
S: Вы не только практикующие дизайнеры, но и авторы книг, преподаватели с многолетним опытом. Вы считаете, дизайну можно обучить?
Р.Л.: Думаю, что дизайнер должен использовать и сердце, и разум. Сердце отвечает за инстинкты, за понимание природы вещей - это можно назвать талантом. Этой творческой искре невозможно обучить. Но после зарождения идеи проходит очень много времени до ее воплощения, и все стадии между ними контролирует рациональное начало. Именно его я и пытаюсь развить в своих студентах.
S: Что вы чувствуете по поводу того, что ваши стулья тридцатилетней давности уже продаются на интернет-аукционах в категории винтажной дизайнерской мебели?
Хором: Неужели мы такие старые?
П.О.: Когда я оглядываюсь на проекты тех лет, то понимаю, как раньше было просто жить и работать. В 60-70-е достаточно было эскиза, чтобы начать сотрудничество с производителем. Теперь некоторые вещи того времени кажутся мне немного наивными. Но это была эра первопроходцев! Замечательное время…
S: Есть ли вещи, ежедневное использование которых доставляет вам истинное удовольствие как потребителям и дизайнерам?
П.О.: Инструменты из моей собственной мастерской - это то, чем я действительно пользуюсь каждый день. Отвертки, плоскогубцы, молотки, сверла… С их помощью я мастерю прототипы вещей и ремонтирую свой старый автомобиль Zagato (ABARTH 750 1958 года выпуска. - SALON)! Их я по-настоящему люблю! Они как продолжение моих рук.
S: Вы работаете вместе уже почти 40 лет - не устали от такого творческого соавторства?
Р.Л.: С самого начала мы работали вместе, но в то же время параллельно. У нас отдельные мастерские, и когда к нам приходит заказ на новый проект, то мы ведем работу независимо, зачастую соревнуясь друг с другом. Конечно, существует продуктивный обмен идеями и предложениями, но иногда мы представляем клиенту два различных проекта, из которых он выбирает один.
S: Как вы решили стать дизайнерами?
П.О.: Я до сих пор это помню! Когда я был студентом, промышленный дизайн был совсем новой областью. Однажды я попал на семинар к Марко Занузо и Ричарду Сэпперу (дизайнеры, идеологи технофункционализма. - SALON) - во время занятия они швыряли стульями в стену, чтобы проверить их на прочность. Меня поразил такой неформальный подход к делу, и я подумал: "О! Похоже, дизайн - это весело!" И вот нам уже за 60, а мы до сих пор веселимся!