Лучезарная Карла Толомео

Стиль жизни и творчество итальянской художницы Карлы Толомео, превращающей старые стулья в произведения искусства - в цветы

Дата публикации 20.08.2002

Текст: Людмила Кришталева

Журнал: N7 (41) 2000

Как удачно можно иногда ошибиться! Отыскивая шоу-рум на улице Сената, указанный в дневнике событий Миланской мебельной выставки, я случайно зашла в патио не того дома. Так произошла неожиданная встреча с фантастическим творчеством великолепной Карлы Толомео. Впрочем, и сама Карла, открытая и сердечная, изящная и порывистая, - живое олицетворение искусства. С него началась ее жизнь. Им наполнена и окружена Когда юной итальянке было девять лет, ее рисунки завоевали приз на детском конкурсе. Великий Де Кирико, проходя по залам выставки, сказал: "Я хочу увидеть этого мальчика". Но то была девочка, как вы догадываетесь, наша героиня. "Пусть твоя мама зайдет ко мне после работы", - звучит как в фильме эпохи итальянского неореализма. Потом были счастливые годы ученичества у большого мастера. До пятнадцати лет несколько раз в неделю по три часа Карла проводила в ателье: "Я рисовала всегда, даже не помню чтобы мне когда-либо нравилось другое занятие. Я даже каникулы проводила, рисуя". Познание искусства продолжалось и в известном Cafe Greco в разговорах о метафизике и сюрреализме. Успешным дебютом Карлы Толомео стала международная выставка 1971 года D'Apres в Лугано. В экспозиции были представлены работы по мотивам Утамаро. Тогда художница увлекалась японским искусством. И поныне ее творчество наполнено образами природы: бабочка, подсолнух, луна, попугай, роза, пальма, листок, рыбки. В 1981 году Карла вошла в группу Casanoviani, изучавшую жизнь и творчество Джакомо Казановы (об этом чуть ниже). Помимо живописи художница занималась фреской, мозаикой. Так, ей принадлежит оформление станции Bisceglie красной ветки миланского метро. Пять лет назад в жизни нашей героини возникло новое большое увлечение. "Я часто рисовала портреты со стульями и креслами, которые были настолько связаны с персонажами, что сами приобретали характер портрета... Стул женственен и человекообразен. И как тут не вспомнить Джакомо Казанову, который провел свои последние дни, все время облокачиваясь о спинку кресла. Возможно, этим он предрекал идею стула, который пленяет и восхищает". Неизбежным следствием подобных мыслей стала неожиданная и четкая формула - "стул-соблазн". По-итальянски это звучит еще красивее и поэтичнее, с ассонансами и аллитерациями: sedie-a-seduzione. Современный минимализм Карла очень не любит: "Дома стали швейцарскими клиниками, лабораториями для программирования ежедневных кошмаров. Я создаю вещи с преувеличениями и излишествами, я стремлюсь наделить их очарованием и притягательностью". Действительно, у предметных образов Карлы Толомео огромная энергия, способная растопить лед любого рационализма. При знакомстве я обратила внимание на большой посадский платок на плечах итальянки. Своим радостным многоцветьем он необычайно близок роскошной палитре произведений самой Карлы. Присутствие этой русской вещи оказалось не случайным не только в силу законов космополитичной красоты. Муж Карлы Толомео в свое время организовывал культурные контакты между Россией и Италией, был знаком с Хрущевым, Фурцевой и, естественно, со многими известными художниками и писателями, такими как Эрнст Неизвестный... Ну, это к слову. Смелые, громкие цвета, присущие предметам Карлы, льются звонко и свободно, как мелодия начищенных до блеска труб большого оркестра. Некоторые модели сделаны в технике модного нынче пэчворка, а по-нашему, лоскутного одеяла. Несомненно, превратить раздирающее разнообразие оттенков, узоров, фактур в покоряющую гармонию может только художник. Ткань и тесьма - те же краски. Атлас и шелк, гобелен и бархат, пестрые материи из Прованса, Индии, Марокко и даже Средней Азии - вот палитра Карлы Толомео. Буйные цвета действуют как наваждение. "Positive obsession, позитивная одержимость", - это странное выражение прозвучало из уст художницы. Оно характеризует характер Карлы Толомео, ее стиль жизни и творчество: "Я не могу ничего выбрасывать. Однажды мать решила избавиться от старых стульев, которые в большом количестве скопились в доме. Но они казались мне настолько красивыми - божественные пропорции, изящные изгибы ножек-кабриолей - что я решила их отреставрировать и разрисовать, только бы они не пропали". Этот случай, происшедший много лет назад, стал предвестником настоящего. "Нередко я сама реставрирую стулья, - продолжает Карла, - чтобы всегда иметь их перед глазами, пока рождается идея или образ". Скажите, ну, зачем женщине заниматься реставрацией мебели? Превращение старого стула в произведение искусства, превращение стула в цветок... Метаморфоза - еще одна навязчивая идея светлой и открытой души Карлы Толомео. Художница прониклась ею еще в пору увлечения Востоком. И действительно, это вполне согласуется с верованием о вечном возвращении вещей. По мнению Карлы, нельзя ничего уничтожать, всему можно найти новое применение. Согласитесь, похоже на древнее "ничто не исчезает полностью, и ничто не возникает из ничего". В этой суровой неизбежности таится возможность чуда. И тогда скромные вещи-трудяги, которые всю свою жизнь преданно и незаметно служили, вдруг празднично раскрываются пышным бутоном, распахивают крылья бабочки или взвиваются буйным плющом. Как Золушка превращается в принцессу, обычные предметы становятся предметом восхищения, меняют суть, рождаясь к новой жизни. А ведь Карла не прибегает ни к чему экстраординарному. Она пользуется теми же материалами, что и обычный ремесленник: дерево, металл, ткань. Плюс старый стул и много-много идей, которые и превращают то, что может быть выброшено на свалку, в метафизический и одновременно абсурдный, властный и наивный образ.