Маартен Ван Северен:
Максимальное равновесие между пропорциями и материалом в работах дизайнера бельгийца Маартена Ван Северена
Бельгиец Маартен Ван Северен на последней парижской выставке Salon du Meuble был признан дизайнером года. Как водится в таких случаях, собралось множество журналистов, приехало телевидение. Были все... кроме самого Маартена. Организаторы удивились, но не очень. С творческими людьми подобное случается. Нам все же удалось разыскать дизайнера и задать ему несколько вопросов. Первое, о чем спросили, конечно, - почему он не пришел на встречу.
Выяснилось, что Маартен потерял в такси мобильный телефон и уже долгое время находится на своем стенде, но никто почему-то его там не отыскал. Но нам показалось, что лучше всего это недоразумение объясняет следующая фраза:
- Я ненавижу все эти выставки.
Маартен - очень симпатичный, располагающий к общению человек. С его лица не сходит улыбка, нет, не гримаса европейской вежливости, а немного лукавая и ироничная улыбка.
- Вы выглядите очень уверенным в себе человеком.
- Да? Когда вещь готова, я действительно в ней вполне уверен. Но пока проектирую - вовсе нет.
Заметим только, что коллекция работ Ван Северена не так велика. Над каждым предметом мебели и светильником он подолгу трудится - порой более года. В том, что Маартен в своем творчестве отталкивается от материала, в том, как долго он работает над своими проектами, и даже в его ненависти к выставкам чувствуются закалка, приверженность к старой школе ремесла, настраивающей на сосредоточенную тишину мастерской. Не зря Маартен не любит слово "дизайнер", предпочитая ему "плотник".
- Признаться, я удивлена, что вас выбрали дизайнером года. Молодые быстро и грамотно продвигают себя. А вас, кажется, это вообще мало заботит. Они демонстрируют на выставках прототипы, ищут производителей. И в течение нескольких лет приобретают клиентов и имя. Вам 43 года, а в вашем арсенале не так много известных фабрик: VITRA, EDRA, BULO.
- За последние десять лет сильно изменилось отношение к дизайну. Рынок требует быстрой смены старых продуктов на новые модели. Да, я делаю мебель уже достаточно давно. Раньше я сам изготавливал и сам продавал ее. А несколько лет назад VITRA купила у меня модель стула.
Однако, чтобы портрет нашего героя не оказался слишком скромным, добавим, что Ван Северен много мебели создает под конкретные задачи. Не раз он сотрудничал с таким известным архитектором как Рем Коолхаас.
Среди реализованных проектов - Центр Помпиду (стулья и кресла для публичной библиотеки), мебель для французского министерства культуры (здание St. Honore)...
В завершение разговора я попросила Маартена показать те тонкости, ради которых он столько времени трудится над проектами. Подойдя к новому шезлонгу, он стал рассказывать о выборе пластика, который растягивается до определенной, заданной степени.
- Все что я делаю, я делаю для себя. Этот шезлонг создан по размерам моего тела. Но благодаря пластичности материала он подойдет и для другого человека. Как ботинки сорок первого размера сгодятся и для сорокового с носками...
Пожалуй, действительно, так шутят не дизайнеры, а, скорее, ремесленники. Высокое мастерство всегда было в цене. В наше время оно переосмысливается, обретая новую ценность, выражение и соответствие современным вкусам.