Маленький Версаль квартала Марэ
Парижский особняк, построенный Жюлем-Аруэном Мансаром, главным архитектором Людовика ХIV, отреставрированный и оформленный его нынешним хозяином - знаменитым декоратором Жаком Гарсиа - по образу и подобию любимой резиденции "короля-солнца".
Этот изящный особняк построил для себя Жюль-Аруэн Мансар, главный архитектор Людовика ХIV. Теперь здесь живет Жак Гарсиа - декоратор, работающий в роскошном дворцовом стиле. Он прославился, оформляя по всему миру частные апартаменты нефтяных магнатов и королей поп-музыки, музеи, рестораны, а также известные отели, среди которых Hotel Costes, L'Avenue, Fouquets. Но за королевской роскошью и иронией его собственного жилья прячется тонкая грусть. Она ненавязчиво напоминает, что по большому счету любой, даже самый великолепный, дом - это тоже гостиница, откуда рано или поздно придется съезжать...
Лучше всех такое чувство передают своим обитателям особняки с историей. Жить в подобном доме, безусловно, сможет не всякий. Для этого нужно быть минимум - жизнелюбом, максимум - мудрецом. Париж - удивительный город, где каждый - гедонист или почти философ. И всякий может при желании обрести свой дом возрастом в несколько столетий... В конце ХХ века просвещенная состоятельная публика вновь открыла для себя бывший аристократический квартал Марэ, переживавший упадок со времен Великой французской революции. Так, дом архитектора Жюля-Аруэна Мансара, заброшенный и опустевший, присмотрел для себя знаменитый декоратор, коллекционер и, конечно же, гедонист Жак Гарсиа.
После покупки и последующей реставрации небольшой дворец, задуманный Мансаром как архитектурное воспоминание о Версале, был оформлен его нынешним хозяином по образу и подобию любимой резиденции "короля-солнца". Дизайнер интерьера щедро наполнил пространство своего маленького Версаля роскошными антикварными предметами. Среди них числятся настоящие раритеты - вещи Людовика ХIV, а именно: его мебель, ковры, гобелены. На первый взгляд все без исключения предметы обстановки кажутся старинными, родом из вполне конкретной, галантной эпохи. Но на самом деле Гарсиа иронически смешивал вещи разных времен, да и стран тоже, продемонстрировав, что такой невероятно дворцовый с виду и баснословно дорогой по сути интерьер может обладать не только чувством стиля, но и чувством юмора.
В великолепном холле, например, соседствуют ренессансный, предположительно итальянский, мраморный бюст XVI века (забавная аллегория зимы) и современная роспись в духе классицизма, изображающая древнегреческого Геракла (полубог - намек на короля). Проемы в стене закрывают драпировки из дворца Тюильри. Их узор - королевские лилии - повторяется и на других тканях: скатертях с пышной бахромой и подушках на антикварных табуретах. Бархатные подушки с символическим узором были сделаны на заказ специально для... любимых собак декоратора: дерзость аналогии как декораторский прием оказалась уместной в контексте интерьерного жанра "королевское бытие".
Гарсиа и в приватных помещениях проводит историко-иронические параллели. В его кабинете лежат ковры, изготовленные специально для Лувра, он сидит на стульях Людовика ХIV и фотографируется с прекрасной мраморной "фавориткой". Кроме этого, звездный декоратор "переходит на ты" с одной из VIP-персон французской словесности - об этом красноречиво повествует ванна, принадлежавшая в свое время не кому-нибудь, а Франсуа Шатобриану. И здесь еще одна параллель, уже не ироническая: и писатель, и декоратор - оба исповедуют индивидуализм. Как считали просветители, основу творчества.
Похоже, что Жак Гарсиа играет свою жизнь, как неповторимый спектакль, на фоне уникальных декораций: гобеленов, античных скульптур, аллегорической живописи Шарля Ле Брюна и Мишеля Делафосса, золоченой барочной лепнины.
В его спальне - кровать ХIХ века a la polonaise. В столовой - севрский фарфор, серебряные приборы. Ими мэтр пользуется, когда на обед подают его любимые овощи и мясо с картошкой: он предпочитает простую пищу. Вкусовые пристрастия хозяина отчасти объясняют, почему кроме музейных редкостей он поместил дома и немногочисленные современные, достаточно обычные предметы обстановки, которые неявно придают дому особый шарм. (Вопреки тому, как в обычных квартирах за создание настроения, наоборот, "отвечают" один или несколько предметов искусства.) К примеру, это кухонная мебель, отделанная белым лаком, декоративные украшения для лестницы, которые он сам привез из Марокко, или ярко-желтый шелк, который он выбрал для портьер в холле. Оказывается, "его величеству" отнюдь не чужды простые вещи и естественные чувства. Не будь этой легкой, свежо звучащей интерьерной нотки, в иронично-музейном доме Гарсиа и впрямь было бы слишком грустно жить.