Мансарда с видом на Темзу
Переоборудование квартиры под самой крышей в лондонском доме. Проект архитектора Марка Гарда
Архитектору Марку Гарду, который в основном занимается дизайном современных частных интерьеров, в прошлом приходилось выполнять самую разную работу. Он родился в Ирландии, жил в Канаде, потом в Лондоне. Принимая участие в нескольких крупных проектах, в том числе London Lloyds Building, Марк приобрел широкие познания в области оформления офисных и торговых помещений, а также, как ни странно, бесценный опыт в дизайне квартир. Возможно, потому, что работам архитектора присущ необычный стиль, в котором практически размыты границы официального и частного. Теперь имя Марка Гарда прочно ассоциируется со многими наградами в области архитектуры.
Очень немногим архитекторам приходилось дважды работать над одним и тем же интерьером. Однако Марку Гарду недавно представился случай полностью переделать одну из квартир под самой крышей в лондонском доме. Изначально дизайном этого дома занимался архитектор Пирс Гоу, но оформление мансардных помещений предоставили их новым владельцам.
Первое дизайнерское решение, которое Гард разработал для квартиры в здании на берегу Темзы, было чисто теоретическим упражнением. Он получил заказ на проект оформления одного из мансардных помещений для презентации в буклете фирмы Manhattan Loft Company. Из 140 квартир архитектор выбрал одну в старой части дома.
С архитектурной точки зрения у мансардных помещений есть не очень приятные особенности - это отсутствие балконов и недостаток естественного освещения. Поэтому выбрать подходящую квартиру было очень сложно. В конце концов я нашел одну в торце здания, где окна располагались с трех сторон. Таким образом, она была хорошо освещена и утром, и днем, и вечером. В зависимости от погоды и положения солнца менялась и атмосфера помещения".
Теория воплотилась в практику, когда семейная пара, купившая квартиру в этом доме, попросила Марка Гарда ее оформить. Оказалось, что это именно та мансарда, над которой архитектор уже работал. Но теперь, когда Марк увидел, для кого она предназначена, познакомился с хозяевами, проект просто обязан был измениться. "Вместе с заказчиками мы сделали нечто совершенно отличающееся от дизайна для брошюры. Архитектура теоретическая, которую ты создаешь, согласуя свои действия с планом квартиры, мало похожа на ту, которая рождается в процессе работы над конкретным помещением".
Новые хозяева квартиры ведут слегка беспорядочный образ жизни, не обращая особого внимания на время. Это сделало неуместным строгое оформление квартиры и позволило внести элемент легкой иронии, которой буквально пропитан весь интерьер. Архитектор был в восторге: "Меня просто ужасает сама идея жизни в квартире, похожей на коробку", - говорит он.
Гард полностью перевернул общепринятые представления о дизайне такого рода квартир. Он превратил самую большую комнату мансарды в основное многоцелевое жизненное пространство с входами в остальные, уже более четко функционально определенные зоны. Получилось, что объем главного помещения обозначен границами других комнат. По одну сторону от него располагаются кухня и гостиная, по другую - спальня хозяев. Из окон открывается чудесный вид на Темзу и городской пейзаж.
В 1986 году, когда архитектор только начинал свое дело, у него появилась идея использовать в частном интерьере некоторые элементы офисного дизайна. Казалось бы, новейшие системы шумопоглощения, термоконтроля и пожаротушения едва ли могут найти применение в жилом доме. Но Гард все же сумел так удачно смонтировать и использовать их, что произвел неизгладимое впечатление на хозяев квартиры.
Прекрасно продуман в квартире и вертикальный дизайн. Именно в этом особенно пригодился большой опыт Марка Гарда. Доказательством мастерства архитектора стало решение проблемы недостаточной для создания двух уровней высоты потолков. Например, спальня для гостей находится над ванной комнатой. Туда ведет необычная лестница, угол наклона которой почти 70 градусов. При этом она достаточно удобна и очень компактна.
Чтобы можно было встать во весь рост в ванной комнате, Марк добавил к высоте ее потолка свободное пространство под кроватью, превратив ее в своеобразный подиум. Вся интимная часть квартиры может быть отделена от основной экраном от пола до потолка. Когда он отодвинут, все помещения просматриваются насквозь. Таким образом ванная участвует в разграничении функциональных зон, не утяжеляя интерьер дверными проемами.
Визуально удлиняют пространство книжные полки. Хозяева поначалу не планировали выставлять книги на всеобщее обозрение. Но архитектор был непреклонен: "Я не хотел, чтобы книги прятали за дверями. Двери уместны на кухне, - безусловно, немаловажной части интерьера. Но чтобы не появлялось ощущения, что живешь там, где готовишь, должна быть возможность кухню спрятать. А книги придают интерьеру индивидуальность, определенный стиль. К тому же, их теперь можно достать, не слезая с кровати!".
Строительные материалы выбирались в соответствии с атмосферой того или иного помещения. Например, каменная колонна в квартире оказалась несущей и никак не могла быть снесена или передвинута. На более ранней стадии разработки проекта Марк Гард убедил хозяев, что пол должен быть каменным. "И колонна стала просто необходимой из-за того, что мы отказались от тонкой отделки в пользу камня и грубого бетона".
В квартире использованы не только естественные материалы. Так, барная стойка на кухне выполнена из стекла и нержавеющей стали. Стол со встроенными стульями сделан из них же по проекту самих хозяев.
Гард - архитектор, а не дизайнер интерьера. "Я думаю, решать, что клиентам нравится, а что нет, - это не моя задача. Скорее, я должен организовать удобное пространство и освещение в их будущей квартире".
Уверенное стремление к поставленной цели, усиленное вниманием к деталям, и умение находить логичные, но в то же время неожиданные решения делают каждую работу Марка Гарда интересной и неповторимой.