Машина времени
загородный коттедж (1200 м2) в Подмосковье Артур Вануни
В последние годы растет популярность интерьеров с "крестьянскими" мотивами. Людей, уставших от засилья искусственных материалов, подсознательно тянет в прошлое - туда, где время течет неторопливо, а окружающие предметы натуральны и естественны. Ле Корбюзье называл дом "машиной для жизни". Принимая этот тезис, добавим: в некоторых случаях это еще и машина времени... Со всеми удобствами
Похоже, в Подмосковье началась очередная "перестройка". Еще не забыт строительный бум начала 90-х, когда большинство растущих, словно грибы, домов поражало не только своими размерами, но и убогостью архитектурной мысли. Однако процесс, как любят у нас говорить, пошел. И многие оказались перед дилеммой: либо продавать недострой (а спрос на подобные "замки" уже практически свелся к нулю), либо пытаться с помощью профессионалов исправить старые ошибки.
Так было и в нашем случае.
Имелся дом из добротного красного кирпича, уже подведенный под крышу и оштукатуренный изнутри.
Поскольку о глобальной перепланировке речи не шло, стены почти не тронули, а то, что убиралось без особых разрушений - окна, электропроводка, арматура, трубы коммуникаций, - поменяли полностью.
Чердак превратили в просторную мансарду. Дело осталось за малым: создать в доме атмосферу крестьянской патриархальности, дающей ощущение стабильности, покоя и защищенности, - таково было пожелание заказчика. Кстати, внешний вид удалось исправить достаточно просто: оштукатуренное и выкрашенное в мягкие "табачные" тона, строение стало смотреться по-иному.
По своей идеологии загородный дом в корне отличается от одноуровневой городской квартиры. Устоявшийся за века уклад диктует естественное распределение комнат по этажам: внизу - гостевая зона, а чем выше, тем обстановка интимнее и неформальнее.
В нашем же случае существовал и еще один важный фактор, во многом определивший общую концепцию интерьера: помимо привычной функции - место для жизни - на дом возлагается дополнительная - место для отдыха многочисленных родственников и друзей.
Несомненной заслугой архитекторов является семейная атмосфера, сохранившаяся в этом достаточно большом, имеющем массу профессиональных черт "комплексе". В отличие, например, от частной гостиницы, где работает формула "персонал - гости", здесь нет четкой границы между жилой и присутственной зонами.
Хотя "запас прочности" виден не только в количестве спален, но и в местах активного отдыха - бассейне и спортзале.
В дом можно попасть несколькими способами: через парадный вход, из гаража и из спортивного "крыла", где имеются бассейн и спортзал с автономными входами. Но все пути сходятся в одном помещении - это прихожая-холл на первом этаже.
Если пойти из холла влево, окажешься в сдержанно обставленной гостевой комнате. Зато человеку, впервые попавшему в гостиную-столовую, трудно остаться равнодушным. Перед ним открывается большое помещение с эркером и выразительным благодаря "закопченным" балкам потолком. Зонирование чисто условно и определяется в основном цветовой гаммой и функцией мебели.
Зона гостиной простирается от отделанного природным камнем камина. Возле него расположились два синих кресла с терракотовыми сиденьями.
Место для непринужденной беседы? Или, наоборот, для ухода от общения без полного отрыва от большой компании, расположившейся на кожаных диванах?
Ковер на полу и кожаная мебель выдержаны в спокойных тонах, располагающих к отдыху и приятным размышлениям.
Непосредственно за спинками диванов начинается зона столовой. Этот переход подчеркивается косыми балками на стенах и потолке. На двойной потолочной балке разместились всевозможные полезные предметы из прошлой жизни: лечебные травы, лапти, кувшины, фонарь "летучая мышь". А на полу, словно на страже обеденного стола, - деревянная скульптура фламинго.
Стол и стулья "съедобного" желтого цвета изготовлены из липы. Специальное покрытие не прячет нарочито небрежных соединений, словно утверждая: главное - не какой стол, а что на нем. Выбор цвета не случаен. Во-первых, насыщенные, яркие тона располагают к общению и поэтому в столовой особенно уместны.
Во-вторых, еще в древнем Китае заметили, что наилучшим фоном для демонстрации коллекции фарфора является именно желтый.
Привыкнув к неожиданным дизайнерским фантазиям, непроизвольно ищешь взглядом очередную из них. Но в проеме виднеется вполне приличная кухня и уголок теплой веранды. Никакого "хулиганства". Впрочем, такой обман ожиданий - тоже своего рода сюрприз.
Прежде чем покинуть необычный мир первого этажа, непременно оглядываешься. Черные балки, стянутые грубыми железными болтами, "корявые" стены (их красили сухими валиками, а в отдельных местах и вовсе "штукатурили" рукой)... Все это привносит атмосферу тех времен, когда человек сам строил свой дом, мастерил мебель - грубо, но основательно и прочно. А довершает картину идеально подогнанный паркет красного дерева - словно привет из будущего: та же основательность, но на ином, высокотехнологичном уровне.
Задержимся немного на лестнице.
Это не просто ступеньки, ведущие вверх, а одна из главных доминант интерьера. Промежуточные площадки между маршами, свободное подлестничное пространство могут показаться расточительностью, но именно они создают ощущение свободы и комфорта.
Полюбовавшись на люстру, добавляющую лестнице черты парадности, поднимаемся на второй этаж. Если не считать небольшого кабинета, он целиком отдан под спальни. Ровный, выдержанный дизайн: кровать, платяной шкаф, кресло... Отличаются эти "близнецы" только цветовой гаммой.
Тем не менее созвучие с идеей дома в целом очевидно: полы в летних спальнях дощатые, со "следами краски". Именно со следами - словно красили их в последний раз еще до революции, а все остальное время лишь терли и мыли. И только присмотревшись, понимаешь, насколько мастерски выполнена имитация.
Находящийся между летними спальнями балкон недавно застеклили, в результате получился уютный зимний сад. Летом, распахнув окна, можно свести границу между человеком и природой до минимума. В менее комфортное время года зеленые растения словно напоминают, что ненастье не вечно.
Третий этаж - практически автономная квартира. Чердачное помещение утеплили, обшили вагонкой - получилось довольно большое жилое пространство. Визуально зоны "закрываются" и трансформируются мебелью и деталями интерьера. Сложные формы потолка и "стен", повторяют очертания фронтонов и ломаной кровли.
Они создают причудливую игру пространства.
Интерьер мансарды продолжает традиции первого этажа. Достаточно четко выделены три зоны. Так, гостиная определена выложенным керамической плиткой квадратом. Небольшой столик, кожаные кресла, камин... С одной стороны "квадрата" - спальня с железной "крестьянской" кроватью. Напротив - кухня-столовая с мебелью из состаренного дерева с массивными железными болтами.
Визуальным центром мансарды является круглая душевая кабина из разноцветных стеклоблоков.
Сразу и не сообразишь, какую функциональную нагрузку несет этот чуть скошенный кверху цилиндр, отделанный яркой плиткой. И только установленные по обе стороны открытые раковины и висящие над ними старые зеркала позволяют разрешить загадку.
Не будь этого уголка, где "перемешиваются" стекло, дерево, керамика - каждый со своей жизнью, цветом, претензиями, - мансарда читалась бы проще и, возможно, банальнее: захотелось хозяину иметь помещение, стилизованное под старину. Но волшебный "фонарь" высвечивает в интерьере совершенно иные ракурсы.
Из окна мансарды просматривается практически весь участок: корт для большого тенниса, "мангальница" - строение в виде шалаша, где готовят шашлыки (ее размеры позволяют установить в случае непогоды стол и стулья). Дальше - небольшой пруд и альпийская горка. А лет через десять подрастут деревья. Сегодня их тонкие прутики выглядят штриховыми набросками к полноценной картине будущего ландшафта.