Матали Крассе

"Дизайн - нечто, что распространяется вширь. Скорее всего, это некая категория движения, которая может быть применена и к предмету, и к пространству" (из интервью журналу Salon-interior)

Дата публикации 11.06.2003

Интервью подготовила: Наталья Седякина

Журнал: N4 (71) 2003

Дизайнер Матали Крассе на Парижском мебельном салоне-2003 (Salon du Meuble de Paris) получила премию "Золотое сечение". В интервью журналу Salon-interior Матали Крассе рассказывает, что такое дизайн SALON: Что такое дизайн?  - Я не очень люблю давать какие-то определения. Но в общем я могу охарактеризовать дизайн как нечто, что распространяется вширь. Скорее всего, это некая категория движения, которая может быть применена и к предмету, и к пространству. S: Какое сообщение несете Вы своими работами? И новое ли это сообщение каждый раз или существует некий общий подтекст?  - Всякий раз это нечто новое. Я вообще-то не революционерка, ничего сенсационного в моих посланиях нет. Но я стараюсь сделать так, чтобы, глядя на мои работы, человек на миг мог отвлечься от обыденности, забыть о ней, как бы сделать шаг в сторону, шаг в иное пространство.И посредством этого осмыслить по-иному как жизнь вообще, так и свою в частности. То есть это в первую очередь иной взгляд. S: Вы часто упоминаете слово "демарш". А какова цель этого движения?  - Это очень личное. С демаршем у меня связаны слова "импатия", "симпатия", великодушие", "благородство". Это все вещи, которые я пытаюсь "имплантировать" в свои работы или в пространство, которое создаю. S: Мне было бы очень интересно поговорить о Ваших надувных объектах. Похоже, в последнее время это любимый жанр. Как вообще родилась такая идея?  - Из воздуха, очевидно. Воздух - самый простой и доступный для нас способ изменить пространство. Подручное средство. Я хотела поработать над созданием иного вида комфорта, который включает в себя также и элемент игры, превращения, поскольку это тоже является немаловажной составляющей полноценного отдыха. Кроме того, в таком контексте предмет становится мультифункциональным, а в современной жизни это крайне важно. S: Сколько Вам было лет, когда Вы сделали свою первую работу?  - Я вообще поздно осознала, что мне нужно работать в сфере дизайна. Это было в 23 года, когда я уже окончила школу маркетинга и в принципе была готовым специалистом в этой области. И тогда для меня стало настоящим открытием, что я не на том пути. S: И Вам не было страшно начать все сначала?  - Нет. Для меня вообще характерно начинать все с нуля. Каждый раз, в каждом новом проекте, я убеждаю себя, что ничего не знаю, ничего не делала до этого. Принцип tabula rasa. Именно осознание того, что мне предстоит многое открыть и что на самом деле я не знаю ничего, и побуждает меня идти вперед, делать открытия. В дизайне это вообще очень важно. Нужно всегда быть любознательным. Дизайн не столько профессия, сколько отношение к жизни. S: У Вас есть какие-то любимые работы?  - Я очень люблю работу, которая называется "Когда Джим приехал в Париж". Это кровать-колонна. То есть в собранном виде она выглядит как обычная колонна с маленькой лампочкой и часами, а в разобранном - как напольная кровать. Я сделала этот проект, чтобы показать, что форма - не самое главное для предмета. Ну еще и как подарок своему другу. S: То есть для Вас формы имеют приоритет над содержанием?  - Как раз нет. Форма подчинена функции. А эта работа - исключение. S: Есть два способа работы с дизайнерами: первый - это когда ставятся конкретные задачи, а второй - когда дается полная свобода воли. Какой предпочитаете Вы?  - Мне больше нравится изначальная заданность. Потому что в этом случае я могу перейти установленные параметры и коммерческие условности и создавать что-то действительно интересное, развивая таким образом свой "персональный демарш". S: Я слышала, Вы сделали дизайнерскую гостиницу в Ницце.  - Да. Это большой проект. Там я создала концепцию жизни в целом. Проект называется "Мы не дома". Мебель в номерах стоит необычно, и оформление в общем весьма неординарное. Все рассчитано на то, чтобы людей обогащало не только общение, но и окружающая среда. S: Я знаю, что двигатель креатива Филиппа Старка - это любовь. Он сам неустанно повторяет это. А что является топливом для идей у Вас?  - Стремление к новой жизни. Ожидание внутреннего расцвета людей.