Место у огня

Камин в интерьере: дизайн, приемы, свежие решения

Дата публикации 25.01.2010

Ведущая рубрики: Елена Ефремова

Журнал: N10 (143) 2009

Во все времена огонь объединял людей - племена и семьи, - щедро даря им свет и тепло. Место у огня гарантировало безопасность и избавление от одиночества. Вот почему очаг с давних пор является символом дома. Вот почему сейчас он особенно необходим

В странах с суровым и умеренно суровым климатом вся жизнь людей строится вокруг огня. И речь не только о том, чтобы согреть свой дом и приготовить на огне еду. Технический прогресс позволяет это делать достаточно легко. Мы отождествляем с огнем свои эмоции. Часто говорим о теплых чувствах, оказываем гостям горячий прием, иногда между нами вспыхивает искра... Все дело в той живительной энергии огня, которой он способен наполнять нас и наши дома, компенсируя недостаток солнечного света. Поэтому и роль огня изменилась. Теперь он не прячется в утробах печей и кухонь, а позволяет нам любоваться языками своего пламени в обрамлении красивых каминов, расположенных в гостиных, столовых, кабинетах. И он по-прежнему способен сплотить вокруг себя и семью, и друзей. И, когда мы говорим о людях одного круга, не те ли это, кому нашлось место у одного огня?

Архитектор Елена Кулишова: "Главной идеей в оформлении камина центрального зала стала необычная форма портала. Словно вплавленные друг в друга обрамляющие элементы в целом создают волнообразную линию. Это позволило камину стать органичным продолжением стен в помещении со скругленными углами. Его отделка из золотой мозаики вторит золотистому рисунку обоев и перекликается с аналогичной отделкой уступов нервюр. На расположенном рядом с камином диване можно сидеть с двух сторон - греться у огня или смотреть телевизор, который закреплен на противоположной камину стене".

Архитектор Андрей Буслаев: "Черный матовый цвет отделки камина стал идеальным фоном для живого огня. Лаконичная черная плоскость камина ассоциируется с "Черным квадратом" Казимира Малевича. Знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере "Победа над Солнцем" как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга. В данном случае можно говорить об "укрощении" живого огня".

Архитектор Владимир Геллер: "Камин - архитектурная деталь, и самое главное при его создании - верно уловить его сомасштабность помещению. Очень большой камин "убьет" окружающий его интерьер, а слишком маленький будет выглядеть декоративной безделушкой. Композиционно камин играет роль центра, и он должен быть апофеозом интерьера. В нем допускается концентрация сразу нескольких декоративных приемов. Например, в отделке этого камина использованы литая бронза и точеный камень, а также золотая мозаика".

Архитектор Филипп Юшин: "Нам нравится рассматривать хорошие книги с классическими интерьерами. И в одной из них был найден дворцовый камин - аналог этому. Разумеется, для интерьера квартиры его пришлось полностью переосмыслить, но идея оформить барельефом осталась. Для этого камина была подобрана копия античного рельефа, хранящегося в Британском национальном музее. А композиционную цельность ему помогли придать мраморная отделка вокруг топки и гипсовые архитектурные элементы - колонны и портик".

Архитектор Анна Карпова: "Большая площадь этой квартиры позволяет использовать в ее интерьере типичные для загородного дома дизайнерские приемы. Поэтому именно камин стал смысловым и композиционным центром этого интерьера. Каминная зона - часть большого открытого пространства. Она расположена между столовой и гостиной с диванами и домашним кинотеатром и фактически разделяет их. Но, поскольку черный силуэт камина виден отовсюду, он является центром этого пространства, этой квартиры, объединяющим вокруг себя семью".