Миф о Гиацинте
Старинные предметы интерьера с воплощенными в них растительными и цветочными мотивами. Соотношение стиля и формы.
Антиквариат - это не просто старинные вещи. Это способ чувствовать времена и стили, соотнося вечное с непрерывной жаждой обновления. Это образ жизни человека, вовлеченного в магический круг древностей и раритетов.
Екатерина Великая, страстная собирательница редкостей, на комплименты Дидро отвечала с обескураживающей искренностью: "Я не любительница, я просто жадная". Сегодня завсегдатай антикварных салонов от Москвы до Коломбо - искушенный и утонченный индивидуалист, создающий материальную историю для частного обладания.
Антиквариат "подвижен" в обращении. И в то время как национальное культурное достояние покоится в музеях, антиквариатом можно владеть, его можно продавать и покупать.
Любовь к старинным вещам избирательна и взыскательна. От антикварной вещи покупатель и поклонник требует много больше, чем от современного изделия.
"Диалог" интерьера и раритета складывается не вдруг, у каждого "участника" - свой характер и свои притязания. Форма и материал, цвет и фактура старинного предмета самолюбивы и самодостаточны.
Цветочный орнамент на антикварных вещах, особенно фарфоре, серебре или мелкой пластике, при всей изысканной и мягкой женственности имеет склонность к некоторому дидактизму.
Логика развития формы всегда связана с диктатом стиля.
Барокко с его пристрастием к буйной разноцветной флоре пленяет своеобразным респектабельным авантюризмом. Наивные и помпезные одновременно, фарфоровые цветы XVIII века сочетают бутафорскую роскошь и трогательную хрупкость. Объемные, округлой формы яркие цветы отвечают духу барочной избыточности: розы и еще раз розы, тюльпаны и фиалки сплошь покрывали поверхность. Модельер Мейсенской фарфоровой мануфактуры украсил свои изделия маленькими синими цветами, сильно выступающими за плоскость, и это новшество в технологии и крайняя сложность изготовления сделали их известными во всем мире под забавным и неопределенным названием "немецкие цветы".
Утонченные флористические мотивы модерна навеяны текучей пластикой лилий и ирисов - излюбленных цветов эпохи.
Мифы о Гиацинте и Нарциссе варьируются от балета до поэзии. Диапазон орнаментальных растительных пристрастий модерна колеблется: от пасторальной простоты лесных и полевых цветов до пряной экзотики орхидей. Мода на цветы вытянутой, удлиненной формы оказалась удивительно долговечной, будучи в основе своей просто модой на элегантность. Экстравагантные цветочные композиции модерна неизменно связывают с хорошим вкусом в духе Оскара Уайльда - его бутоньерками из гардений или подсолнухов.
Когда золоченая резьба и красное дерево - повседневная обыденность, отношения с вечностью переходят в категорию дружеских связей. Реальность вневременного бытия растительного или цветочного мотива словно воплощает саму поэтику и трогательную пластику старинного предмета.