Мифический сад Федора Шехтеля
Посольство Австралии в Москве. История и современность усадьбы, построенной русским архитектором Федором Шехтелем в стиле модерн
Когда речь заходит об архитектурном шедевре, всегда существует вероятность встретить нечто похожее в любом уголке планеты. Так, прогуливаясь по Парижу, Флоренции, Вене, знатоки мирового зодчества часто подмечают характерные приемы великолепного барокко Растрелли, строгого классицизма Казакова или Кваренги, раннего ампира Росси. Можно взять на себя смелость утверждать, что лишь единичные фигуры в истории архитектуры не подверглись повсеместному цитированию, тиражированию и оставили после себя собственный, неповторимый стиль. Среди них - замечательный русский зодчий Федор Осипович Шехтель
Он не сразу выбрал стезю архитектора, увлекаясь множеством профессий, связанных с искусством. Вначале был театр: Шехтель создавал эскизы декораций и костюмов.
Затем входившая тогда в моду полиграфия - молодой художник занимался книжной иллюстрацией, рисовал афиши, журнальные обложки и даже меню торжественных обедов. Он принимал участие в декорировании городских гуляний и праздников. В этом смысле поистине триумфальным событием для Шехтеля стал заказ на художественное оформление Москвы к коронации Николая II. Наконец в 1893 году Федор Осипович получил диплом техника-строителя, дававший право возводить жилые дома.
И уже через три года к нему пришла подлинная слава: москвичи валом валили на Спиридоновку, чтобы увидеть настоящее чудо неоготики - купеческий дворец Морозовых. Неудивительно, что после столь громкого успеха от заказчиков не было отбоя. В 1901 году к Шехтелю обратилась мадам Дерожинская, имевшая славу едва ли не самой взбалмошной и эксцентричной особы Москвы. Возможно, именно это обстоятельство сыграло необычайно важную роль: Шехтель резко изменил характер своего творчества. Он увлекся модерном и "изобрел" совершенно новую стилистику.
Таков и дом в Пречистенском переулке, где ныне размещается посольство Австралии. Усадьба, бывшее владение г-жи Дерожинской, представляет собой единый ансамбль из особняка и окружающей его кованой решетки, поставленной на белый каменный цоколь. Изысканный ажур как бы предвосхищает созерцание необычного здания. Причудливо изогнутый металл повторяет заросли экзотического цветущего кустарника. Над этими листьями и бутонами, запечатленными в металле, возвышается "замок" в стиле модерн - бирюзовый, отделанный керамикой.
Несмотря на довольно сложные очертания контура, особняк все же можно назвать квадратным, но никак не с прямыми углами. Ибо Шехтелю по вкусу обтекаемые линии. Фасад, обращенный к переулку, имеет внушительный и торжественный вид. Возможно, такой эффект создает господствующая над ним "башня", в которую заключено пространство наиболее объемного помещения в здании - холл с овальным окном высотой с трехэтажный дом. Напротив окна - столь же грандиозный камин. Говорят, что большего в Москве просто не существует. По его сторонам расположены белые барельефы с обнаженными фигурами.
Весь камин окружен широкой деревянной рамой редкой красоты. Под карнизом - пояс с филигранной резьбой из цветочной вязи. Стоит отметить и блестящие бронзовые детали, форма которых повторяет наружную решетку. В том же стиле выполнены четыре люстры. Между потолком и стенами, обшитыми деревянными панелями, - довольно большие белые "пространства". Оказывается, Шехтель собирался заполнить их живописными фресками "Времена года", которые он заказал художнику Борисову-Мусатову.
Увы, хозяйка этот проект финансировать отказалась...
Кроме превосходной системы отопления (Дерожинская возжелала иметь радиаторы почти современного образца) в особняке была уникальная по тем временам система освещения. Например, в гостиной потолок "выложен" затейливыми цветами, сердцевины которых - электрические лампочки. И еще одно интерьерное "чудо" - стены в этой комнате оклеены обоями, "отороченными" сверху деревянным кантом - фризом. За прошедшие сто лет обои, конечно, неоднократно переклеивались. Менялись шторы. Но карниз остался прежним.
Его, как и мебель для особняка, делали специально, на заказ, по эскизам Шехтеля. Кстати, сохранилось и кое-что из мебели. В спальне это высокие платяные шкафы достаточно простой формы с изящными бронзовыми ручками. В холле - несколько журнальных столиков. Но больше всех обстановкой мадам Дерожинской может "гордиться" парадная столовая. А именно - стеклянной горкой и двумя добротными дубовыми буфетами. Причем в один из них зодчий решил встроить камин.
Все предметы этой уникальной мебели имеют одинаковый декор: деревянные башенки и толстые хрустальные стекла. В столовой есть даже потайная дверь, за которой (как в сказке) - лестница. Да не простая, а винтовая, "в завитках", с чугунной решеткой. Ступени ведут и в подвал, и наверх, в комнаты.
Весь второй этаж теперь занимает канцелярия посольства Австралии, которому особняк Дерожинской принадлежит с 1959 года. Не так давно в нем поселилась новая хозяйка - посол Австралии в России госпожа Рут-Лоррейн Пирс. Несмотря на чрезвычайно насыщенный рабочий график, г-жа Пирс нашла возможность поделиться своими впечатлениями о жизни в столь удивительном доме.
"Меня не покидает ощущение, что я живу в музее, - сказала г-жа Пирс. - Подобная уникальность дает возможность чувствовать себя привилегированной особой. И поскольку это памятник архитектуры мирового значения, его необходимо сохранять в должном виде. Поэтому приходится тратить немалые средства из кармана австралийских налогоплательщиков...
Те, кто жил здесь до нас, переделали гостиную в спальню, а библиотеку - в ванную. Эти помещения мы восстановили по сохранившимся оригинальным чертежам Шехтеля. Следующий этап реставрационных работ - вернуть помещениям канцелярии жилой вид и "поднять" туда личные апартаменты посла".
Пока госпожа Рут-Лоррейн Пирс чаще всего пользуется библиотекой: здесь "домашний" рабочий кабинет. В нем есть антресоль со стеллажами для книг, на которую можно забраться по довольно крутой лестнице. Отдыхать г-жа Пирс предпочитает в "розовой" гостиной с камином, который уставлен безделушками, милыми сердцу нынешней хозяйки. Среди этих вещиц есть те, которые представляют художественную ценность. Из частных апартаментов г-жа Пирс поднимается работать на второй этаж. На лестнице горит медный фонарь с белым матовым стеклом, а от цветов исходит какая-то неведомая магическая сила. Замок-сад, мифический, загадочный и таинственный. Вполне возможно, в нем обитают духи прошлого. И если это так, то их надежно охраняет огромный паук - ручка у парадного входа...