Милан-2002
iSaloni - главная мебельная выставка года. Репортаж из Милана
С 10 по 15 апреля в Милане прошла главная мебельная выставка года. В отличие от сдержанности кельнской выставки, которая оставляла желать меньшей сдержанности, Милан показал в этом году, что спокойный дизайн - далеко не скучный дизайн. Не утрируя понятие минимума, здесь царствовал настоящий стилистический soft
После авангардно-полиуретанового буйства прошлого года коллективное бессознательное потянулось к смутно узнаваемым, протоклассичным формам, коже, замше, бежевым и пастельным тонам, темной древесине и выраженным фактурам натуральных материалов. Было также много дорогой прозрачной мебели. Словом, глаз радовали стенды таких фирм, как CECСOTTI, FLEXFORM, ZANOTTA, TRIANGOLO, MOBILEFFE, POLIFORM. Отдельное направление неоклассики образовали такие монстры, как GIORGETTI, GERVASONI, EMMEBI, MISURA EMME.
Поддерживая престиж "озорного" итальянского дизайна "в исполнении" суперсовременных материалов за подписью стильных мира сего, представили свои коллекции DRIADE, EDRA, MOROSO, MAXALTO, LEOLUX, CASSINA, B&B и, как всегда, CAPPELLINI. Последняя тройка демонстрировала коллекции только в фирменных шоу-румах, традиционно не участвуя в выставке (об этом см. в рубрике "События").
Для большинства людей "спокойный дизайн" - не что иное, как этап отдохновения от экспрессивных форм и агрессивных концепций. Но для некоторых фирм он явился новым этапом в развитии. Таких, например, как CECСOTTI, LEOLUX, GERVASONI.
Коллекция мебели CECСOTTI с романтическим названием Especially in the night ("Особенно ночью") находилась в авангарде неоклассики. Концепция этой коллекции проста как правда: "спальня - это место, где тактильные ощущения важнее зрительных".
Коллекция включает три комнаты. Дизайн двух из них принадлежит Роберто Лаццерони, третьей комнаты - Кристофу Пиллету. Основными материалами послужили бежевая кожа высочайшего качества и ценные древесные породы - дуб и розовое дерево.
Одна из интереснейших моделей серии Night by Night ("Ночь за ночью") объединяет функции кровати, кресла и стола: общая плоскость, лежащая практически на полу, в определенный момент круто "идет на подъем", образуя спинку кресла, и завершается... столешницей. Профиль этого уникального предмета напоминает сильно растянутую букву Z. Спальня этой же серии интересна отсутствием острых углов и низким положением кровати, которая благодаря широкому "обводному" профилю из кожи очень напоминает татами.
Однако огромная спинка, которая существует практически отдельно от кровати, нарушает общее впечатление о минимализме, свидетельствуя в первую очередь о состоятельности того человека, который здесь спит. Еще один предмет на этом стенде - дамский туалетный столик - вызывал большой интерес. В собранном виде он выглядит как элементарная тумбочка: на самом деле он содержит в себе помимо миллиона полочек и подзеркальника еще и табуретку.
Flexform внесла свой вклад в популярную для этого сезона линию - непритязательной роскоши, представив на суд публики новую коллекцию мебели для гостиных, разработанную Антонио Читтерио. Здесь господствовала совершенно иная стилистика, но философия неги по-прежнему стояла во главе всех углов.
Подлокотники широких мягких диванов - полые, с перегородкой посередине, так чтобы внутрь можно было класть книги и всякие мелкие предметы. Вызывали интерес и кресла для гостиных, спинка и ножки которых сделаны из массива дерева.
Концерн POLIFORM отличился очень сильной экспозицией как в мебельной области, так и в кухнях VARENNA (о кухнях читайте в следующем номере журнала).
Немного этно в марокканском стиле, немного суперсовременного дизайна и немного того и другого вместе воплотил в трех своих моделях дизайнер Пьер Чарпин (Pierre Charpin) для ZANOTTA: шкаф Adorno закрывается сплошной занавесью из стеклянных бусин красного, желтого и зеленого цветов. Веселенькая тумбочка Girotondo по периметру снабжена длинными разноцветными металлическими трубками, которые в полтора раза длиннее высоты самого шкафа, благодаря чему создается дополнительное пространство наверху. (Спекуляция на нашей дурной привычке вечно класть что-нибудь на мебель.) А стол Dorian - настоящая постмодернистская насмешка над тягой к дворцовой роскоши: прозрачная столешница укреплена прямо на вычурных стилизованных ножках а-ля рококо. Ножки покрыты красным блестящим лаком.
TRIANGOLO представила очень интересные аксессуары из кожи, созданные Энрико Тонуччи, а также новую серию мебели (его же дизайна). "Звездой" этой серии можно назвать диван для гостиной Laguna из рыжей кожи. Безупречная строчка внешних швов особенно впечатляла еще и потому, что и аксессуары, и мебель этой марки традиционно делаются из очень толстой, практически вечной кожи.
Безусловной сенсацией выставки в очередной раз явилась коллекция GIORGETTI. Паломничество посетителей к стенду этой компании началось с первого же дня. И действительно, пройти мимо было совершенно невозможно, ибо даже оформлен стенд был очень выразительно: в виде огромных серебряных раковин, как бы "обнимающих" экспозицию с разных сторон.
Итак, о самой коллекции. Диваны Multiplo - оригинальное обыгрывание такой простой геометрической формы, как параллелепипед. Спинка и подлокотники представляют собой одинаковые по толщине скошенные параллелепипеды, что выглядит необыкновенно свежо (дизайн Никола Адами).
Серия мебели Mega-Byte On-Line (тоже дизайн Адами) подразделяется на кресла Mega, системы хранения on-line и круглые столы Byte с прозрачными столешницами и крестовидными перекладинами под оными. Новая серия столов и стульев Conus Taurus Леона Криера, как всегда, несет на себе отпечаток глубокой архитектурной мысли своего создателя и, кроме того, ассоциативно отвечает своему названию (тaurus по-латыни - телец): натурально, стулья Taurus из черной кожи, как бы подавшись вперед, недвусмысленно снабжены копытцами, а профиль спинки буквально соответствует форме рогов. Ножки столов Conus выполнены в форме конуса из светлой древесины (отсюда, разумеется, и название).
MISURА EMME заявила о себе весьма оригинальным видением интерьерной действительности, не побоявшись представить известную коллекцию Archetto (дизайн Мауро Липпарини) в нежно-салатовых тонах и с нехарактерной буклированной обивкой. Этот смелый цвет смело можно считать находкой, ибо нигде на выставке не встречалось ничего похожего. Здесь же можно было полюбоваться шкафом, панели которого изящно выгнуты вперед, так что издалека казалось, что шкаф словно "надувной".
GERVASONI в лице Паолы Навоне явила беспрецедентно удачное сочетание войлока и дерева в своих столах для гостиной, а также многие другие небезынтересные находки в коллекции Indoor-Outdoor. Интересно, что в этом году GERVASONI не представила ни одной модели из раттана.
Впрочем, по словам владельца фабрики, это временный отход от традиций: в ближайшем будущем фабрика, конечно, вернется к созданию плетеной мебели.
MOROSO отметила этот юбилейный для себя год (компании исполнилось полвека: подробности см. в рубрике "События") чрезвычайно удачными коллекциями Патриции Уркиолы - Malmo и Fjord. Кресла Fjord создавали настоящий аншлаг на стенде: неправильной формы, неуловимо напоминающие бейсбольную перчатку (однако не в буквальном ее воплощении, как у Poltrona Frau), они пользовались неизменным успехом благодаря удивительной комфортности для такой нестандартной формы.
LEOLUX, также отошедший от привычных форм, радовал свежим ассортиментом синтетической мебели, сделанной из пограничных материалов, благодаря чему достигались совершенно необычные тактильные ощущения. Обладая неагрессивной "внешностью", эти модели вызывали устойчивый интерес.
Итак, спокойствие, только спокойствие. Мы вступаем в новую эру, где царствуют игры разума и креатив является основной формообразующей константой. Ежегодная миланская ярмарка дизайна это подтверждает: никаких резких движений, меньше экспрессии, больше тишины. Спокойствие как этап в развитии человечества гораздо интер