Милан 2006. По одежке
Новая формула выставочного пространства и "феминизация" интерьерной моды - обзор основных направлений и стилей в мебельной индустрии
Эффект случился совсем иного рода, нежели, например, от новой сцены Мариинки, пусть архитектурно потрясающей и из ряда вон выдающейся, или от башни Фостера в Лондоне. То есть и это все безусловные приобретения для мировой архитектуры, все эти новые сцены, эти башни и мосты. Но тут, в Милане, вообще другое. Архитектура оказала сильнейшее влияние на саму "фактуру" выставки, задала ей свежий формат.
Выставка стала восприниматься иначе: и "старые знакомые" - мебельные марки - монстры мировой мебельной индустрии; и люди, организованной стройной толпой перемещающиеся по территории (очень похожей на терминалы продвинутого аэропорта)… Как-то все стало глобальнее, мощнее, появилось ощущение, что полмира собралось здесь не по поводу мебели (банальной, в общем, бытовой вещи, которой всего-навсего положено заполнять дома и офисы, гостиницы и прочая, которая призвана занимать углы, хранить наш скарб, служить и помогать, по сути-то дела), а по поводу чего-то судьбоносного для человечества, чего-то страшно важного для него в гигантском, планетарном масштабе. Многочисленные экспозиции отличились в этом году удивительным единомыслием. Такого "экуменизма" тенденций, мод, взглядов, пожалуй, не было еще никогда. Кажется, всеми понят и принят некий идеал, к которому все стремятся. Некоторым даже удалось его достичь.
Итак. Идеальный предмет мебели, одетый по последней моде, теперь выглядит так: либо черный, либо белый. Преимущественно лакированный. Предпочтительно из натурального дерева. Поощряется присутствие стразов (желательно прозрачных). Перья, либо кисти, либо аппликации, либо вышивка, либо принты с цветочным рисунком а-ля Тор Бонтье. Важно: это не в качестве эффектной запятой, шика-лоска или последней точки. Это наравне. Лакированная, серебристая или золотистая кожа с замысловатым тиснением, рисунчатым блеском и блестящим рисунком и бархат, бархат, бархат. Все производители удивительным образом сошлись на том, что бархат может быть только двух цветов (разумеется, помимо безоговорочных черного и белого - это не обсуждается!). Эти два фаворита - лиловый и виноградно-малиновый.
В общем, мебель теперь как никогда напоминает даму. Времен ли Анны Карениной, или мадам Бовари, или ту самую-самую пушкинскую… в малиновом берете… Или времен Вивьен Ли в картине "Мост Ватерлоо", или юной Николь Кидман в "Far and away"… Характерно, что если пару лет назад эти тенденции в дизайне мебели и проклюнулись, то это было писком, экстравагантностью и китчем. И только. Теперь - норма, повседневность и стандарт. Но самое интересное: при наличии некоего идеала совершенно отсутствует единый стиль. Вернее, он есть, именно потому что его нет! Все возможные и невозможные сочетания, перепробованные и перемеренные дизайнерами на протяжении последних лет, привели к тому, что мебель совершенно невозможно стало идентифицировать как какой-либо стиль или его часть. Или его черты. Сейчас все говорят как? "Классика с элементами хай-тека", "современный стиль с отзвуками Людовиков"… И даже: "ар деко с цитатами из Макинтоша". Короче, названия ему, стилю, которого нет, тоже нет! Все говорят по-разному: эклектика, неоклассика, постминимализм, ретроренессанс, можно вспомнить еще кучу слов с приставками и без и понять одно: стиль есть.
На выставке стало ясно: приехали! Приехали к тому, что опознать, "откуда ноги растут" у данного кресла или стола, невозможно. Прозрачное и непрозрачное стекло, расписанное барочными вензелями по лазерной технологии; дерево, покрытое лаками в несколько слоев, как в автомобильной промышленности, а потом зверски процарапанное и выщербленное, будто это уже не новенький автомобиль, а автомобиль со свалки. Кажется, мы где-то когда-то, причем совсем недавно, уже видели такой наряд. Правильно, именно наряд. Итак, мебельная мода не то что следует, а уже совсем наступает на пятки моде одежной и аксессуарной. Передирает идеи, пошедшие на пошив платьев и юбок, кружевного нижнего белья и свадебных кринолинов с фестончиками, кройку и шитье босоножек, завистливо копирует достижения скорняжного ремесла, а также заимствует традиции изготовления тростей, зонтов и чемоданов. Не боится плагиата, не опасается упреков про "не в свои сани…", не тушуется абсолютно.
Причиной (или следствием?) "феминизации" мебельной моды явилось то, что все чаще мебельные марки приглашают фэшн-дизайнеров для создания новых коллекций или - еще дальше - для тотальной смены имиджа марки. Стенды классических марок вдруг стали с регулярностью встречаться среди приверженцев современного стиля. Про то, что творится с так называемой классикой, которую не задушишь, не убьешь, потому что она вечна и неуничтожима, - про нее вообще отдельный разговор. (См. статью "Милан 2006. Лица классики" в рубрике "Выставки"). В павильонах же с мебелью, которая всегда считалась современной, ты видишь тонны гламура: кружева и перья, блеск камней и переливы фактур, милую театральщину и милейшую показуху. Галантерейная как никогда, ажурная и гламурная, современная мебель, как сам факт присутствия хорошенькой дамы, само собой - сама по себе праздник!
Мужская тема в мебели равно присутствует. Равно - в смысле присутствует тоже. А не в равной степени. Степень как раз абсолютно неравная. Но зато достойная и выраженная. Поскольку для современного правильного мужчины (а это тот, кто всегда занят правильным делом, даже на правильном отдыхе) на первом месте любимый автомобиль (или - чаще - несколько), а на втором целая куча других жизненно необходимых и завораживающих своей душевностью вещей (часы, ноутбук, телефон, плазменная панель, холодильник умом с целую корпорацию людей, кухонная мебель стоимостью в полноценный модельный ряд автомобилей, etc.), эта мужская любовь к самым важным на свете вещам не могла не сказаться на мебельном дизайне. Понятное дело, все, что ассоциируется с автомобильным дизайном, для мужчины заведомо привлекательно. Когда целевая аудитория определена, успех неизбежен.
Солидные мебельные марки ориентируются, несомненно, на респектабельный мужской стиль. Самые любопытные мебельные экземпляры мы обнаружим в сфере мебели мягкой. Мягкость мягкой мебели парадоксальным образом сопряжена дизайнерами с твердостью мужского характера и выражает его прекрасно. Есть марки, которые просто созданы для идеальных мужчин. Диваны от MINOTTI, FLEXFORM, GIORGETTI как зарекомендовали себя в этом качестве много-много лет назад, так и продолжают соответствовать завоеванной репутации. Это своего рода MERCEDES, BMW и LEXUS от мебельной промышленности. Диваны, которые сколь элегантны, столь надежны и престижны. И эргономичны, и комфортабельны, и нежны при сидении/лежании, как лебяжий пух (каковой в набивке продвинутых диванов действительно имеется). POLIFORM выпустила первую в своей биографии коллекцию диванов. Это замечательно подтверждает вышесказанное: без люкс-дивана, как и без люкс-автомобиля, состоявшаяся и состоятельная жизнь немыслима.
Знаменитый Карло Коломбо создал диван под именем Shangai, а не менее известная Паола Навоне - белый диван с певучим названием Airport. Поскольку диван представительского класса (автомобильная терминология в данном случае уже стала фактом, что тоже показательно) стремится стать лений - только положительные, например от нового здания выставки - прозрачные футуристичные фермы будто нарочно подчеркивают стремление в будущее, ведь в высокой мебельной моде ключевые игроки рынка порождают тенденции на сезон вперед".
Андрей Кабанов Архитектор "Первое, что меня поразило, - само здание, где расположена выставка. Оно произвело неизгладимое впечатление. Мне было интересно посмотреть, как оформлены стенды, подходы компаний к выставочным пространствам. Особенно привлекло внимание освещение на экспозициях. Понравилась часть Salone Sattelite. Молодые дизайнеры представили много нового, правда, им еще надо поучиться наиболее выгодно преподносить свои достижения. Самое главное, было много незапланированных встреч - это всегда привлекает".
Елена Шленкина Представитель Molteni, Besana, Arca "Эта выставка меня удивила, более того, поразила. Она была замечательно организована. Фабрики были расположены очень удобно. Все стенды удачно стилистически оформлены. Уровень выставки повышается раз от разу. С одной стороны, этот салон продолжает традицию, с другой - это что-то кардинально новое. Все фабрики постарались на славу. Мне кажется, наметилась следующая тенденция - развитие мебельной моды идет параллельно с фэшн. Так, белый цвет с проблесками золота присутствует и тут, и там".
Другие статьи о выставке Salone del mobile Milan 2006: "Итальянцы в России" Репортаж с праздничного мероприятия на via Palestro, 2, которое было организовано для лучших друзьей журнала SALON-interior "Милан 2006. Лица классики"О тенденциях, наиболее четко отразившихся в классической мебели "Милан 2006. Уличное движение" Отчет о событиях и презентациях, приуроченных к выставке А также репортажи из раздела "Новости": "Чистая эстетика" Новости с Миланского мебельного салона: минимализм перерастает в примитивизм "Милан в белом цвете" Концептуальным фаворитом Salone del mobile Milan 2006 стал локальный белый цвет "Пластика жанра" Пластические аберрации от великих на Salone del mobile Milan 2006