Минимализм Долины фараонов
двухуровневая квартира общей площадью 165 м2 (Москва) Жанна Кочурова, Дмитрий Быков
Современное реконструирование архаичного стиля, как считают архитекторы бюро "ДИА", часто идет по пути дословного копирования. Рациональнее выглядит позиция, подразумевающая авторскую интерпретацию эстетики в целом и корректное осмысление отдельных элементов в частности
Заказчик сформулировал общую идею, которая и задала направление проектной мысли, - "эзотерический" интерьер, но не перегруженный информацией. В дальнейшем пожелания владельца - минимум символики, косвенная адресность - определили художественный имидж квартиры. Перед архитекторами стояла непростая задача - переложить этот образный ряд на "язык" форм и объемов, где ничто явно не апеллировало бы к выбранному прототипу.
Как говорят сами авторы: "Нам не хотелось впрямую цитировать египетский стиль. Мы создавали свою мифологему, воплощающую величие и дух древней архитектуры. Разумея под этим пространство современной квартиры, где сохраняется ощущение подлинности, где уход от нарочитой натуралистичности, от явного копирования и есть признак стиля".
План "осмысления" затронул не только уровень архитектурного инструментария, но и мотивационную сферу. Показать смертному его ничтожное положение - вещь неблагодарная и уж точно не современная.
А вот сохранить монументальность и остаться гуманистами - позиция не только правильная, но и беспроигрышная. Именно поэтому Дмитрий Быков и Жанна Кочурова постарались максимально "развить" эту тему в интерьере. Удачной архитектурной находкой стало планировочное решение, базирующееся на чередовании малых и больших пространств. Ведь еще древние строители знали, что восприятие размеров - категория относительная. Может быть, поэтому прием контраста и стал знаковой характеристикой квартиры.
Египетская "основа" просматривается не только в планировке и отделочных материалах, но и в методах оформления: декоре и цветовой гамме. По замыслу авторов введение в восточную колористику (синего и золотого) современной палитры (серого, имитирующего каменную кладку) как нельзя лучше "вписывается" в общую концепцию.
Ведь работать приходится теми средствами, которые соответствуют условиям эксплуатации городской квартиры и отвечают нынешним представлениям об отделке. Это касается также аксессуаров и мебели. В последнем случае вышесказанное о "вреде копирования" - исключение из правил. Нарочитая натуралистичность ротанговых кресел, несмотря на ультрамодный дизайн, делает современный новодел "наследником" фараонов. Единственная явная аллюзия, конкретный намек на египетскую архитектуру - порталы дверей. Высота проемов (до потолка) - сознательный реверанс "традициям". И хотя удовольствие это, откровенно говоря, недешевое, чего не сделаешь во имя "монументальности". Даже "членения" и фрагменты "пирамидальной" фактуры на потолке, и те выступают под ее эгидой.
Собственно конфигурация квартиры в ходе реконструкции не претерпела существенных изменений.
В основе - двухэтажная "матрица" с традиционным зонированием. Планировка первого этажа типична: прихожая, гостиная, столовая-кухня. А вот второй этаж почти полностью отдан ребенку. Огромное световое пространство, назначавшееся для родительской спальни, сейчас - студия для подростка.
Условность изобразительных приемов, к которым прибегли архитекторы, - не что иное, как постмодернистская игра. Однако философский контекст в интерьере не просто метод, а авторская технология осмысления (не отрицания) первооснов.
Многочисленные имитации (особенно фактурных поверхностей) - тоже часть игры. Игры, в которой переплелись архитектура, легенда и новое мифотворчество.
Дмитрий Быков:
"Интерьер тяготеет к минимализму, и в то же время у него четкая культурологическая ориентация. И хотя мы не акцентировали явную прототипичность, квартира получилась "египетской" - настолько красноречив ассоциативный ряд. Наиболее близки нам постулаты минимализма, где взвешенность декора - отсутствие лишних деталей - "компенсируется" насыщенной литературной концепцией, что и демонстрирует наша последняя работа".