Минимализм умер, да здравствует постминимализм!
московская квартира общей площадью 153 м2 Григорий Маров, Вадим Стариков
В историю человечества двадцатое столетие войдет не только как век научно-технического прогресса, войн и революций, но и как век бунтарства, время поисков нового стиля в искусстве и дизайне. Следствием кризиса глобалистских эстетик стал феномен авангардистского мышления, а конструктивизм приобрел статус едва ли не самого значимого события в архитектуре ХХ века. В противовес традиционным художественным категориям конструктивисты выдвинули понятие конструкции в качестве основного принципа организации пространства.
Со временем в недрах конструктивизма зарождается новое направление со своими собственными возможностями развития эстетики минимума. New style призван снять культурную рефлексию и свести поток информации до нулевой отметки.
Теперь кульминация, смысловой пик формообразовательного процесса - "пустое" пространство, среда, лишенная вещности, "чистый" лист объема. Смысл нивелируется, уступая место предметной среде как таковой: объекты ничего не означают, ничего не символизируют, кроме самих себя. Минимализм выводит пластичное выражение до самых элементарных структур. Но постепенно идея функционализма доводится до предела, за которым открывается обратная сторона постмодернистской утопии. Рьяная апологетика минимума, бессмысленный апофеоз пустоты, тотальная идеология отрицания свели почти на нет достижения предыдущих лет. Но, кажется, появившаяся несколько лет назад идея трансформинга в силах "реанимировать" философию минимального.
Отправной точкой концептуального решения квартиры стала идея трансформации - фирменный "состав" интерьерного проектирования, который "исповедуют" Григорий Маров, Вадим Стариков и Денис Шлионский. Собственный стайлинг "Студии-69" хорошо знаком и профессионалам, и заказчикам. Как и прежде, архитекторы априори моделируют пространство "подвижное", подверженное изменению в любом виде. Характерный для архитекторов прием - принцип планировочной интеграции, "движения" объемов - наиболее наглядно иллюстрирует авторский проектировочный концепт.
На этот раз минималистский "замес" с набором стандартных компонентов (рациональная среда, лаконичные архитектурные формы, графичные плоскости, прямые линии) приправляется доброй порцией цветовой палитры.
В силу конструктивных особенностей квартиры (невозможность перепланировки) идея трансформации была реализована при помощи цвета и экспериментов с освещением. Иными словами, основной упор сделан на свето- и цветодизайн.
В качестве основы колористического решения был выбран серый "окрас". И это не случайно, именно нарочитая "серость" стала той искомой нулевой отметкой (не белый и не черный - а нейтральный цвет), от которой можно было оттолкнуться в поисках новых визуальных возможностей пространства.
Дальнейшее введение в монохромную гамму иных локальных цветов изменило интерьер, перевело монотонно-монохромное звучание в иной смысловой регистр.
Неординарность авторского мышления проявилась и в выборе цветовых "пятен". Вместо традиционных мебели и аксессуаров внимание обращено к шторам. Внимательно приглядевшись, можно заметить за первым уровнем выдвигающиеся полотна разного колера (сейчас это зеленый, желтый и красный, в дальнейшем - хоть в цветочек, по желанию владельцев).
Немного фантазии - и в будущем квартиру можно изменить до неузнаваемости. Ведь если верить Этторе Соттассу, "цвет не просто заполняет пространство, он рассказывает какую-то историю, прорисовывает метафоры и расчищает декорации комедии, разыгрываемой самой жизнью".
Григорий Маров:
"Минимализм, как отголосок прошлого, является скорее веянием моды, нежели вновь созданным стилем. Тем не менее чистота и лаконичность формы, отсутствие лишнего декора остаются актуальными и сегодня. Нашей задачей было дать новое дыхание идее рациональной среды, заставить статичное пространство изменяться и трансформироваться. Одним словом, сделать его "живым".