Минимализм в старой Риге
квартира с мансардой в старинном доме в центре Риги Марис Бандерс
Планировочное достоинство новой квартиры (т.е. бывшего чердака) состояло в том, что здесь не было никаких перегородок, - в этом смысле менять и переделывать ничего не пришлось. Основную техническую сложность представляло отсутствие каких-либо коммуникаций: всю систему жизнеобеспечения пришлось создавать с нуля.
Лестница, ведущая наверх из родительской квартиры, выходит в открытую общую зону. Гостиная с каминной зоной, решенная как единое пространство, примыкающие к ней кухня и терраса - большое, светлое, почти монохромное помещение (в цветовой гамме здесь, как и во всем доме, кроме детской, преобладают различные оттенки серого). Открытая терраса отделяется стеклянной стеной.
Коридор разделяет общую и интимную (две спальни, два рабочих кабинета, детская комната, санузел) части квартиры.
Последняя также решена в спокойном минималистическом ключе. Исключение составляет комната подростка, сына хозяев. Смелое колористическое решение, выбор в пользу ярких, насыщенных тонов архитектор объясняет просто: ребенку предоставили возможность самостоятельно подобрать цветовую гамму.
Еще одна особенность интерьера, которую можно причислить к национальным, - обилие дерева: светлые сосновые доски на полу, деревянные стеллажи, круглые несущие колонны из двух мощных цельных бревен.
Истина, что именно дерево "согревает" и "очеловечивает" интерьер, стара как мир. В минималистическом же интерьере присутствие дерева особенно выразительно.
Помимо пристрастия к натуральным материалам, и в частности к дереву, у минимализма на балтийском взморье есть еще одна отличительная черта: он не боится быть слегка "небрежным". По деревянной колонне пошла продольная трещина, консольные балки имеют неровности и шероховатости, - все эти изъяны с легкостью можно закамуфлировать, однако именно они и создают эффект "рукотворности" и ценны не менее, чем кракелюры или патина на работах старых мастеров.
Особенно хорошо "несовершенства" вроде растресканной древесины контрастируют с гладко отшлифованными стенами и обилием прозрачных стеклянных поверхностей.
Гостиную украшает большой гамак, подобный тому, что в детстве висел под яблонями на даче. Первоначально он кажется несколько чужеродным, простоватым аксессуаром в стилистически строгой среде. При этом он с легкостью вписывается в достаточно аскетичный интерьер и придает ему особый "домашний" шарм. Таких деталей в доме множество, - деталей незначительных и несущественных на первый взгляд. Однако именно благодаря этим мелочам пространство дома "оживает". Простой, прямоугольного сечения камин снабжен открытой поленницей. Безусловно, место для дров можно было выбрать и вдали от представительской части дома или попросту скрыть их за изящной панелью... и вместе с этим лишиться того очарования, которое привносят в дом обыкновенные куски спиленного дерева.
Действительно, излишне "выглаженный", "отполированный" интерьер дома способен навести на ассоциации с музеем - искусно, но искусственно созданным интерьером...
"Не боюсь быть естественным" - так, пожалуй, формулируется кредо современного дома на побережье Балтики.
Марис Бандерс:
"Мы старались создать функциональное пространство, которое в то же время было бы домашним, жилым. Известно, что в чистом минимализме жить непросто: повседневные бытовые, милые предметы диссонируют с его холодной гармонией. Стиль, в котором выполнена эта квартира, можно охарактеризовать как "романтический минимализм". В этот интерьер легко вписываются и любимые вещи, и растения, и даже никчемные мелочи, безделушки".