Модерн для современной жизни

московская квартира Павел Руденко, Мария Руденко, Екатерина Костина

Дата публикации 24.01.2006

Фото: Евгений Лучин

Интервью подготовила: Оксана Кашенко

Автор проекта: Мария Руденко
Павел Руденко
Екатерина Костина

Журнал: N10 (99) 2005

Марию Руденко и Екатерину Костину, авторов этого объекта, можно по праву наградить за особый вклад в развитие частной архитектуры. В работе над этим проектом им удалось не только блестяще справиться с поставленной задачей, но еще дать новое дыхание стилю модерн Как заказчик решился на интерьер в стиле модерн? Это была ваша рекомендация? Мария Руденко: Заказчик обратился к нам с уже готовым решением: квартира должна быть в стиле модерн. Честно говоря, мы были очень удивлены. У квартиры, конечно, была хорошая площадь, но для модерна нужна еще высота, которой здесь вообще не было. И модерн - стиль все же представительский, он не очень вписывается в современную жизнь. А наши заказчики - люди общительные, к ним часто приходят друзья, у них двое детей, к которым заходят в гости одноклассники… Эта квартира им нужна была не для редких визитов и торжественных приемов, а для постоянного проживания. SALON: Что послужило вдохновением для модерна? Екатерина Костина: Для заказчика - дома Рябушинского. Для нас - дом Бахрушина. Вообще-то там модерн с элементами готики. Во всех помещениях особняка очень мало света, поэтому возникает ощущение некоей богемности. Как ни странно, но в квартире заказчиков тоже есть нечто подобное: глава семьи высказал пожелание установить вдоль всего коридора специальную подсветку сродни той, которая бывает в кинотеатрах. Мы подсветили. Получилось очень театрально: темно-красный потолок, красный изогнутый коридор, колонны, и все светится. Оформление коридора, кстати, было для нас самым сложным и, наверное, самым интересным. Так как планировка квартиры достаточно традиционна по функциональному зонированию, избежать коридора было невозможно, и, как ни крути, он получался кривым. Мы долго не могли решить, что с ним сделать, как его увязать с модерном. А именно в доме Бахрушина увидели похожий исходно ужасный коридор, который средствами декора был превращен в прекрасный. Там его кривизна была нарочно подчеркнута линией паркета. Вот мы и подумали, что нам тоже нужно превратить недостаток квартиры в ее достоинство. М.Р.: Мы подчеркнули кривизну коридора рисунком плитки, как бы окантовали его и, как уже говорили, все подсветили. А потолок частично выкрасили в темно-красный цвет. S: Разве это характерно для модерна? Мне кажется, что такие цвета вообще не применялись. Все было в основном оливковое, охристое, сиреневое… Е.К.: Русский модерн тем и хорош, что если его прочувствовать, проникнуться им, он дает огромную творческую свободу. Это не французский ар нуво, который пронизан математическим расчетом. Русский модерн пластичен. М.Р.: Конечно, мы ахнули, когда заказчик сказал, что видит свою квартиру в ярко-зеленых и темно-красных тонах. Мы всегда спрашиваем, какие цвета заказчик любит, а какие на дух не переносит. Но ничего, красный с зеленым, в принципе, очень хорошие цвета. Другое дело, что здесь был не английский интерьер, где они были бы уместны, а модерн. S: И все же как потолок стал красным? М.Р.: Нужно было визуально увеличить высоту. Но так как заказчик голубой цвет не любит, а зеленые потолки будут смотреться странно, мы решили сделать потолок темно-красным. Знаете, в белом обрамлении и с оригинальной подсветкой он выглядит очень эффектно. Е.К.: Я очень переживала за подсветку потолка. Дело в том, что люстры и бра, на которых мы остановили свой выбор и которые соответствовали заявленному стилю, дают очень мало света. Алебастр, из которого изготовлены плафоны, почти все поглощает. Смотрятся они, конечно, изысканно. Но проблему освещенности не решают. А вешать здесь технический свет было бы кощунственно. Да и разноуровневые потолки надо было как-то задекорировать. Выход нашли простой: установили малюсенькие, но мощные лампочки. Получилось нарядно. S: Вы изначально планировали разместить столовую в отдельном небольшом помещении? М.Р.: С этой столовой была целая история: на самом деле жилая площадь квартиры заканчивалась на гостиной и кухне. А там, где сейчас столовая, было огромное остекленное, но нежилое пространство. В общем, когда мы взялись за этот объект, то еще не знали, чем все закончится. Ведь нам могли просто не согласовать это присоединение лоджии. Е.К.: Но, на счастье, нам разрешили и присоединить, и проем сделать огромный, и даже отопление вынести. Только мы обрадовались тому, что организовалось такое большое пространство, как хозяйка нам поставила условие: столовая должна быть отгорожена от гостиной. В семье много мужчин, плюс гости, все любят посидеть у телевизора. Отгораживанием столовой, а заодно и кухни от гостиной хозяйка раз и навсегда пресекла попытку таскать еду к телевизору. Такая вот забавная история. М.Р.: Мы благодарны нашим заказчикам за прекрасный объект. Мы рады, что наша работа им понравилась и дом всегда полон гостей. Мария Руденко: «Конечно, мы удивились, когда заказчик сказал, что видит свою квартиру в ярко-зеленых и темно-красных тонах. Красный с зеленым, в принципе, очень хорошие цвета, но ведь у нас был не английский интерьер, где они были бы уместны, а русский модерн.»