Московский модерн

интерьер квартиры Наталья Акунова, Елена Прохорова

Дата публикации 24.06.2000

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Николай Федянин

Автор проекта: Наталья Акунова
Елена Прохорова

Журнал: Декор N5 (94) 2005

Известно, что классика с большим трудом приживается в чуждой ей среде. Ампиру, например, тяжело прописаться в интерьере, где нарушен принцип анфиладности. Исключением из правила можно считать модерн, который, точь-в-точь как плющ, покрывающий стену зелёным ковром, может "обжить" любое помещение России модерн не только и не просто архитектурный стиль. Это воспоминание о той эпохе, которую уничтожили огонь революции и конструктивизм с его культом машины. Однако модерн с его плавными линиями, с его близостью к природе, с его особой гармонией и особой пластикой всё равно победил. "Внимательно вглядись. Цветы пастушьей сумки увидишь под плетнём" - это стихотворение великого японского поэта Басё можно считать девизом эпохи модерна. Архитекторы той поры не знали словосочетаний вроде "органический дизайн". Они просто хотели передать то радостное чувство, которое испытали при виде небольшого, но удивительно прекрасного цветка, приютившегося под плетнём, с помощью которого человечество пыталось отгородиться от природы. Впоследствии выяснилось, что у модерна есть ещё одно удивительное свойство: он умеет быть абсолютно разным. Лаконичным и геометрическим, как у знаменитого шотландца Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh). Готическим, как в особняке Морозова, который строил знаменитый Фёдор Шехтель. Или фольклорно-русским, как в построенном всё тем же Шехтелем здании Ярославского вокзала. Наконец, морским, пенящимся и играющим, как у прославленного Антонио Гауди. Именно благодаря уникальной способности вбирать в себя самые различные элементы и при этом не терять своих узнаваемых черт, модерн оказался очень актуальным в нашу эпоху. Когда смотришь на фотографии, кажется, что это старинная квартира в одном из доходных домов начала прошлого века и архитекторы из "Бен-Студио" просто вернули ей отнятые советской властью "излишества" в виде витражей и дверей с затейливой резьбой. На самом же деле этот дом советский. И квартира советская. Правда, строили её для большого партийного чиновника. Напротив прихожей - просторная гостиная, справа - дверь в кухню, слева - две спальни и кабинет. Классическая планировка, высокие потолки и большие окна - подходящий холст для затейливых завитков модерна. Изначально владелица квартиры остановила свой выбор на стиле строгой классики, однако архитектор Наталья Акунова и декоратор Елена Прохорова предложили оформить интерьер в том стиле, который столь ценили представители дореволюционной элиты - Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы. Доминирующий цвет - оливково-зелёный, который ввёл в интерьеры предтеча модерна знаменитый Уильям Моррис (William Morris) и который благодаря Второй мировой войне вдруг стал модным цветом женской одежды в пятидесятые годы. Уильям Моррис упомянут неспроста. Именно он в эпоху зарождения машинного производства утверждал, что задача художника и дизайнера - вывести на новый уровень ремесленное производство. По сути, Моррис был первым архитектором, провозгласившим концепцию total look - интерьера, в котором всё, от рисунка обоев до мебели и дверной ручки, создано одним автором. Каждый интерьер в стиле модерн уникален. Знаменитое панно "Полёт Фауста и Мефистофеля", выставленное в Третьяковской галерее, создано Врубелем специально для особняка Морозова в Подсосенском переулке под указанный архитектором размер. То же самое можно сказать про стоящую в особняке мебель, про обои, про каждую деталь интерьера. Абсолютно те же приёмы использованы и в пространстве этой квартиры. Витражи сделаны вручную по эскизам архитектора. Портьеры из плотного хлопка заказаны в Глазго, на фабрике, которая делает ткани по дизайну Чарльза Ренни Макинтоша. Удобные диваны от фабрики PROVASI. Кухня сделана также в Италии мастерами знаменитой компании ARCA и дополнена элементами по авторским эскизам Натальи Акуновой. Гостиная оклеена обоями с узорами, которые более ста лет тому назад создал Уильям Моррис. Росписи на стенах также сделаны в узнаваемом стиле этого известного дизайнера. Получается так, что каждая деталь хранит в себе не только магию человеческих рук, но и магию прошедших эпох.