Московское кантри
московская квартира общей площадью 75 м2 Андрей Самонаев
Вокруг этого несколько категоричного утверждения дизайнера Андрея Самонаева так или иначе вращался весь наш разговор. Мягкий, "экологический" дизайн интерьера, созданного Андреем в обычной замоскворецкой квартире, предполагает в своей основе опору на вековой опыт строительства и обустройства человеческого жилья
Традиции московских квартир
Хозяева - приветливые, демократичные люди - охотно демонстрировали нам свои апартаменты. Делились соображениями о современном российском дизайне в целом. Это и неудивительно: хозяин квартиры, предприниматель сам занят сейчас организацией строительного бизнеса. Собственная квартира стала для него пробой сил.
Не так уж много сегодня создается по-настоящему жилых интерьеров. Не дворцов, не офисов, а именно интерьеров, где было бы покойно и хорошо всем членам семьи. Иной раз и мелькнет что-то похожее - но слишком уж далеко от того, к чему мы тянулись все прошлые годы. А ведь были и у нас свои традиции, и не только восходящие к дореволюционной России. Были замечательные своим уютом и гостеприимством московские квартиры. Хотя и не хватало им зачастую добротной мебели, качественной отделки, интересных планировочных решений...
Интерьер Андрея Самонаева, кажется, отвечает нашим тогдашним чаяниям. Небольшая гостиная, готовая, по укоренившемуся городскому обычаю, превратиться в банкетный зал, в танцевальную комнату, в гостевую спальню. Оригинальный стол-трансформер - за ним можно и работать, и пировать с друзьями. Мягкая мебель. Книжные полки светлого дерева.
На заднем плане - серия картин, написанных другом хозяев, грузинским художником. А в застекленном шкафу - выполненные из самых разных материалов фигурки мышей и бегемотов; их здесь коллекционируют давно и относятся к этим зверям с большим почтением.
Цикл картин, фигурки животных и длинные ряды книг на полках вызвали сложные воспоминания. Из прошлого возникли интеллигентские интерьеры семидесятых годов - с книгами, альбомами по искусству, с входящими в моду своеобразно переосмысленными евангельскими мотивами. Только все более качественно, более профессионально - и в то же время более индивидуально по исполнению.
Обаяние сельской простоты
Сельский дом - другой идеал семидесятых. Город давит на человека и заставляет его мечтать о собственном доме где-нибудь в предместье.
А почему бы не воссоздать незатейливую деревенскую обстановку в городской квартире? Много натурального дерева, много ручной работы... Впрочем, незатейливость эта - внешняя. Благородная простота, как правило, "стоит" гораздо дороже дешевого блеска. Такой интерьер требует не столько денежных вложений, сколько интеллекта, тонкости и мастерства.
Заказчик и архитектор здесь фактически равноправны, они вместе думают над каждой деталью, каждым потайным уголком. В детской, например, нет никаких особенных изысков, но как тщательно здесь все продумано и скомпоновано! С неправильными углами (и оттого еще более притягательная) комната меблирована в том же духе, что и гостиная. И здесь мебель универсальна: она рассчитана на девочку-подростка и готова служить и детским фантазиям, и более приземленной взрослой жизни, которая, увы, не за горами.
...Неожиданно просторный санузел. Совершенно неожиданное, очень трогательное оформление: плетеные шкафчики, закрытый плетенкой низ ванны. Много дерева и много света. Подвесной потолок, а под ним - фриз из глазурованной плитки с рельефным рисунком. Редкий вариант ванной комнаты в сельском духе.
...Спальня. Огромная кровать площадью более четырех квадратных метров (до чего же хочется отвыкнуть от вечной тесноты "хрущоб" и коммуналок!) Темно-зеленый, благородный тон итальянской мебели гармонирует с персиковыми стенами. Что-то солидное, основательное, напоминающее французскую провинцию прошлого столетия видится в этой комнате. И здесь же, на стене, - картина, привезенная хозяином из тревожного Вильнюса зимы девяносто первого года.
Французский провинциальный стиль
Провинциальная основательность спальни находит свое логическое завершение в кухне. Редчайший случай: кухня оказывается самой выразительной частью интерьера. Тускло-синяя, с патиной, стилизованная под старину мебель. Вписанный в конфигурацию помещения стол. Керамическая посуда, горшки со специями. И множество мелких нюансов, уголков, выдвижных шкафчиков, потайных местечек...
Рассказать обо всех попросту невозможно. Лучше просто посмотрите. Вот, например, коллекция ключей. Начавшаяся с пары случайных предметов, она постоянно пополняется своего рода сувенирами, полученными в подарок от друзей. Вору нечего делать в этой квартире, улыбается хозяин. Ценность и уникальность вещей - в душевной теплоте, которая в них заключена.
Хозяин обращает наше внимание: пол на кухне паркетный, как и в комнатах.
Здесь нет никакого культа еды, нет американизированного подхода к кухне как к операционной. Живое, природное дерево. Кухня не отделена от остальной квартиры; напротив, она одухотворяет ее, наполняет ароматом благородного сельского ретро.
Есть, наверное, темы, которые будут постоянно возникать, коль скоро мы пишем об интерьере. Одна из них - стандартное и индивидуальное, авторское и шаблонное. Почти вся мебель, стоящая в этих комнатах, уникальна. Она спроектирована специально для данных стен и предназначена для того, чтобы ею пользовались конкретные люди. Дизайнер постоянно общался с хозяевами, вникал в их привычки, в их семейные увлечения, словом, старался вложить в работу весь свой интеллект и все мастерство. Попросту говоря - душу.