Муранское стекло: история промысла и эксклюзивный репортаж с фабрики

Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.

Дата публикации 13.03.2020

Материал подготовила: Ольга Дорощенкова

Стекольный промысел Венеции известен с VIII века. Однако поначалу стекло было не самым качественным. Но одно важное событие изменило эту отрасль навсегда.

Фото: Tania Miron

В 1204 году, благодаря 4 крестовому походу, из Константинополя были вывезены секреты стекловарения великой Византийской империи. Эту дату можно считать отправной в истории венецианского стекла.

В XIII веке многочисленные стекольные мастерские располагались в самой Венеции. Но производство стекла связано с огнём, оно грозило пожаром деревянным постройкам города. Поэтому вскоре было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, на отдельный остров. С тех пор Мурано стал центром производства венецианского стекла.

Расцвет промысла

В 1450 году, благодаря открытию Анджело Баровьера, произошла настоящая технологическая революция. Она и привела к развитию стекольного дела в течение двух последующих веков. Баровьеру удалось создать стекло невиданной чистоты и прозрачности, подобное природному горному хрусталю; по этой причине оно было названо «cristallo» (хрусталь).

Ему же приписывают изобретение белого непрозрачного «молочного» стекла, подобному китайскому фарфору, и «халцедонового» стекла, имитирующего оттенки натурального камня халцедона.

Эскиз люстры XVIII века из архива фабрики Barovier&Toso.

В 16 веке муранское стекло — в полном блеске своей славы. Стеклодувы, благодаря 400-летним традициям, совершенствуют материалы и технику, доводя свои изделия до немыслимых высот тонкости, изысканности и декоративности. Произведения мастеров обессмерчены в живописи величайших художников того времени — Тициана и Веронезе.

Barovier&Toso — крупнейшая фабрика на острове

История фабрики Barovier&Toso начинается в 1295 году. Это семейное производство считается одним из самых древнейших в Италии. Архив марки содержит бесчисленное множество рисунков и чертежей с пронумерованными образцами продукции. Какие-то рисунки относятся к XVI-XVII векам. И заметьте, любое из своих произведений фабрика может заново воплотить по желанию заказчика.

Бокал. Один из древнейших эскизов фабрики Barovier&Toso.

Секреты мастеров острова Мурано

Компания тщательно хранит секреты стеклодувного производства своих предков. Изготовление любого стекла начинается с песка. Для получения этого прекрасного прозрачного материала, называемого в по-простому венецианским стеклом, необходимо соблюдать строгую последовательность действий и неизменный состав компонентов первичной материи.

В начале создается смесь, состоящая из песка и различных минералов. Для производства муранского стекла традиционно использовался песок из французского леса Фонтенбло, один из чистейших в мире. Такую смесь кладут в печь с температурой свыше тысячи градусов. Когда это всё хорошенько расплавится, опытные стеклодувы вынимают горячую массу и за считанные минуты выдувают необходимое изделие.

После — ставят его в другую печь, тоже с очень высокой температурой, где оно должно находится в течение 24 часов, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если же полуфабрикат не поставить сразу во вторую печь, то он непременно лопнет.

Такое разное стекло

Все разновидности венецианского цветного стекла имеют свое наименование. Молочное стекло представляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова.

Подготовленное для выплавки стекло разных видов.

Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.

В начале 17 века появилось авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности — бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Сегодня оно очень популярно в кулонах, статуэтках.

Фрагмент люстры Rosati, Barovier&Toso.

Восьмисотлетняя история владельцев марки отображена на на огромном генеалогическое древе. Схема в раме висит на особом месте в музее фабрики. Большая часть изделий фабрики Barovier&Toso идёт на экспорт, в том числе в Россию.

Подвеска люстры Venezia 1295, Barovier&Toso.

Состоятельные люди считают эти произведения искусства достойными капиталовложения. Старинный промысел ценится сегодня не меньше, чем три века назад. На острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий с XV по XXI век.